Общество

Как правильно помочь ребенку с домашним заданием

Современным родителям приходится параллельно с ребенком грызть гранит науки или вспоминать пройденное.

«Мама, нарисуй мне, пожалуйста, две фигуры человека – по ИЗО задали», – просит сын. Никак не дается ему рисование, весь в меня: вместо человеческих фигур два набитых мешка с длиннющими кривыми руками-граблями. Но к прекрасно рисующему папе ребенок даже не подходит, прекрасно знает, что тот откажется: «Рисуй сам. Учись».

Папа у Васи силен в математике...

Легко сказать – учись. Ведь ребенка с самого детсада поощряют, чтобы задание за него делали родители. Помню, в младшей группе был объявлен конкурс этих самых рисунков. Корявые шедевры, написанные явно детской рукой, воспитательница решительно откладывала в сторону. «А вот эти мы повесим на стенд!» – из вороха мазни она вытащила рисунок фантастической ракеты с технически точными деталями (сразу видно – чей-то папа постарался) и чуть ли не профессионально написанный весенний пейзаж. Естественно, на следующей выставке все родители уже соревновались в художественном мастерстве исключительно между собой.

Нынешним родителям приходится быть эрудированными и параллельно с ребенком грызть гранит науки или вспоминать пройденное, чтобы не прослыть в глазах своего чада лузером.

По утрам возле нашей школы стоит группа ответственных мам – они только что отвели чадо на первый урок и задержались обсудить насущные школьные проблемы.

«Вчера наша бабушка весь вечер делала задание по природоведению – у нее есть какая-то специальная биологическая энциклопедия», – рассказывает одна. «А мы с мужем полночи в интернете сидели, искали, как правильно оформлять задачу», – устало сетует вторая. «Хорошо, у нас кума – репетитор по английскому, помогла нам составить диалог», – говорит третья. В общем, каждый гордится, как хорошо справился с уроком вместо своего ребенка. Но как быть, если некоторые задания прямо-таки кричат о том, что их должны сделать родители. Например, сыну задали подготовить презентацию в Power Point на следующий урок по литературе. Это что, ребенок должен за одну ночь освоить новую для себя программу, которую мы в институте изучали месяц?

Важно подбадривать ребенка на расстоянии: «Прошло 10 минут, ты продвинулся?»,« Какой ты молодец, у тебя уже получается делать примеры без меня!». Таким образом мы добиваемся эффекта результативности – у ребенка появилось ощущение, что у него все получается.

А мамы быстро втягиваются в решение домашних заданий. Скоро им начинает казаться, что так они исполняют свой суровый родительский долг, да и вообще это приятно – быть нужным своему ребенку.

«Я побежала, – говорит подруга при встрече. – Мне старшей еще реферат писать по географии и геометрию доделать. Ну а что? У нее вторую неделю выступления в танцевальной студии, она не успевает».

И, оказывается, совсем непросто принять, когда ребенок вдруг от такой помощи отказывается. Недавно сын весь вечер выполнял творческое задание по литературе – слагал стихи о пагубном влиянии интернета на человека.

«Сказали, чтобы было про "поглотившую паутину" и "страдание"», – обозначил он ТЗ. Это запросто, решила я, и быстро набросала полную страданий и паутины поэму. А сын скептически прочитал,  обидно заявил: «Как-то драматизма мало!», и с удовольствием продолжил самостоятельно корпеть над стихотворением.

Комментарии родителей

Анастасия Петрова

Я вообще к учебе детей отношусь довольно равнодушно. В шкале приоритетов у меня их здоровье, хорошее самочувствие и душевное состояние. Поэтому бывает так: когда я в 11 вечера запихиваю их в кровати, а Катя, уже еле живая, ноет, что у нее математика не сделана – я беру математику и, пока она моется, быстренько ее делаю сама. Только чтобы легла, а не потому, что я переживаю, что она двойку получит.

 

Михаил Ященко

У моего сына проблемы с рисованием, я же неплохо рисую и вижу, что никакой проблемы нет, проблема только в его лени и в отсутствии опыта из-за той же лени. Я готов ему помочь, но не рисовать за него. Я всегда помогу советом. А двигать карандашом по бумаге он и сам может. Иногда ведь нужно приложить усилие и проявить терпение для достижения цели – в жизни пригодится.

 

Анна Иванова

Я в детстве уроки всегда делала сама, даже родителей отгоняла, когда они слишком настаивали, чтобы помочь. Ну они, конечно, подавали идеи и мысли, например, для сочинения. Учили рассуждать и учили самостоятельно разбираться. А дальше сама справлялась.

 

Ростислав Янченко

Я никогда не просил у мамы мне помогать с уроками, наоборот, отлынивал от их выполнения. Она же всегда следила за тем, чтоб уроки были выучены. Контролировала. Помогала разбираться с предметами. Но это ее инициатива была. Ведь это же ей необходимо было, чтоб сын хорошо учился.

 

Михаил Романенко

Когда я учился в школе, то сочинения мне всегда писала мама. Сколько я не пробовал сам, ничего не выходило, просто несвязные фразы и односложные предложения. Мама брала и писала сама, молча, быстро и качественно. Никаких упреков и недовольства. Как впрочем и никаких обсуждений, разговоров на тему будущего сочинения. Я был счастлив. Нужно сочинение, бац – и через час у тебя готовое сочинение на два листа. И вот я вырос, у меня дети, работа моя никак не связана с выражениями своих мыслей в художественном стиле, но я прекрасно осознаю что не умею писать сочинения, я просто не знаю, как это делается, у меня не было опыта, у меня страх перед этим.

 

Мнение эксперта

Елена Литовченко, психолог

Считаю, что домашнее задание делать вместе с ребенком не нужно. Это и в самом деле возможность «повесить» на себя ответственность за успеваемость своего чада на все 11 лет. Наша задача как родителей - научить ребенка раскладывать задание на маленькие последовательные действия, контролировать процесс их выполнения, оценивать полученный результат и исправлять его, в случае необходимости. Стоит также напоминать ребенку о том, что, если встречается что-либо непонятное в домашнем задании, всегда есть возможность позвать родителей на помощь. Но тогда уж будьте готовы эту помощь оказать, несмотря на свою занятость. Нынешним родителям приходится быть эрудированными и параллельно с ребенком грызть гранит науки или вспоминать пройденное, чтобы не прослыть в глазах своего чада лузером.

Важно подбадривать ребенка на расстоянии: «Прошло 10 минут, ты продвинулся?»,« Какой ты молодец, у тебя уже получается делать примеры без меня!» Таким образом мы добиваемся эффекта результативности – у ребенка появилось ощущение, что у него все получается.