Общество

Советы родителям: как привить ребенку любовь к искусству

Почему дети, которые только что прыгали и бегали на детской площадке, в музее еле передвигают ноги и сразу же начинают ныть: «Мы устали...»?

Мы с братом росли без бабушек и дедушек. Поэтому на все увеселительные мероприятия родителям приходилось таскать нас с собой. Мама с папой очень любили ходить в кино, и чтобы мы давали им спокойно посмотреть фильм, они брали для нас большие пакеты с бутербродами и конфетами. Мы с братом весь сеанс тихо шуршали пакетами, а родители отдыхали душой.

Вот если бы в музеях в каждом зале стоял ларек с вкусностями, я думаю, пойти в Эрмитаж с моими сыновьями было бы гораздо проще. От шоколадки к пирожку время бы пролетело незаметно. Но как обойтись в деле прививания культуры без подручных средств и гастрономических приманок?

Для детей посещение музея – испытание мужества, выдержки, силы духа. Подготовленные спортсмены, способные часами бегать на футбольном поле и грести километры против волн Финского залива, они сдаются без боя в первом же зале: у них ломит спину, заплетаются ноги, тело не держится вертикально без опоры на столбы и стены. Подозреваю, что в музейных залах очень мало кислорода, а через вентиляционные отверстия распыляют сонный газ: чем дальше мы проходим по музейным коридорам, тем тяжелее становятся детские головы, веки с трудом поднимаются, нападает непреодолимая зевота. Недаром говорят, что искусство меняет человека: только что на  улице с радостными воплями бегали два вождя краснокожих, и вот после покупки билетов я каждый раз обнаруживаю на их месте полусонных амеб на неверных шаркающих ногах.

Подозреваю, что в музейных залах очень мало кислорода, а через вентиляционные отверстия распыляют сонный газ: чем дальше мы проходим по музейным коридорам, тем тяжелее становятся детские головы, веки с трудом поднимаются, нападает непреодолимая зевота. 

Однажды в трамвае я стала свидетелем беседы маленькой девочки и ее бабушки. Пожилая женщина везла внучку в стоматологический кабинет и уговаривала девочку не бояться. В конце концов, малышка жалобно сказала: «Хорошо, бабушка, я не буду бояться. Только своди меня после этого в музей». А женщина так, знаете, устало: «Ну, хорошо. Будет тебе музей». Это что же, значит, есть дети, которые говорят: не нужны мне ваши мультики и компьютерные игры. Подавайте мне постимпрессионистов и прерафаэлитов! И малых голландцев, что бы это ни значило, сюда же! Может быть, они и уроки без напоминаний учат? И предпочитают «Макдональдсу» вкусную и здоровую пищу?

Говорят, с 1 сентября в стране вводится комплекс ГТО – сдача спортивных нормативов с шестилетнего возраста. Это, я считаю, детские игры – ну какой школьник не сможет пробежать кросс или несколько раз подтянуться? Нормативы надо срочно пересмотреть. Ведь настоящим испытанием для обычного школьника было бы, например, прохождение без привала целого этажа Эрмитажа, обзорная экскурсия в Русском музее без перекуса и часовое рассматривание картин кубистов.

Комментарии родителей

Руслан Брель:

- Папа развешивал на стенах репродукции картин Васнецова, Брюллова, Перова, Врубеля (одна из картин прикрывала трещину в двери). Так он пытался до нас донести хоть какую-то любовь к искусству, за что я папе сейчас очень благодарен, что-то все же откладывалось в голове. Приобщение к культуре действительно сложная задача. Тем более в детстве, особенно в период отрицания. Когда кажется, что если информация исходит от родителей, а не от авторитетного старшеклассника, то это скучная лажа... Так что приучать ребенка к искусству нужно не сверху, а попытаться в этом деле стать ему ровней.

Галина Маркова:

- Часто в музеях можно встретить скучных родителей со скучными детьми, как будто мучительно выполняющими какой-то непонятный долг. Чтобы ребенку было интересно пойти в музей, необходимо, чтобы и взрослому рядом было по-настоящему интересно. Когда родитель разбирается в предмете и с увлечением рассказывает об этом своему ребенку, то и у малыша загораются глаза.

Михаил Ященко

- В музеях есть одна проблема: зрителю самому нужно передвигаться от картины к картине, от стенда к стенду. Ведь почему люди в опере, в театре, на балете, в кино сидят, отдыхают, полностью погрузившись в происходящее, а в музее – нет, ты вынужден ходить по длинным коридорам, этажам, у тебя постоянно идет внутренний спор: может, еще один зал, но это нужно идти на третий этаж, ай, ну его, этого Моне... Между зрителем и произведением искусства все время находится естественный барьер – человеческая усталость. Как бы было приятно, если бы ты сидел удобно в кресле, а картины сами проезжали перед тобой, желательно со звуковым сопровождением и попкорном. Вот это я понимаю – погружение в искусство. А вы попробуйте походить 2,5 часа весь спектакль - тяжело, и это несмотря на то, что вас все время стараются вовлечь в происходящее интересным сюжетом, актерской игрой, костюмами, декорациями, а в музее, если нет хорошего экскурсовода, то можно быстро потерять интерес. Музеи в битве за зрителя явно не на первом месте.

Галина Константинова

- В маленьком городе, где я выросла, был один небольшой музей, состоящий из двух залов. И я в детстве с удовольствием туда ходила, мне казалось это таким взрослым и таинственным действом – купить билет за несколько копеек и задумчиво постоять у каждого экспоната. Тогда мне нравилось не само это провинциальное искусство, а процесс приобщения.

Мнение эксперта

Елена  Литовченко, семейный психолог:

- Задумав познакомить сына или дочь с музеем, следует отбросить в сторону свои амбиции и взять в расчет возраст, темперамент ребенка и даже его рост. Можно, конечно, с гордостью рассказывать о походе с двухлетним ребенком в Эрмитаж, но задумайтесь, что дал ему этот поход? Даже присев в Эрмитаже на уровень роста своего ребенка, можно понять, что он увидел в этом музее.

Поход в музей должен вызывать только положительные эмоции. С четырехлетнего возраста можно начинать водить детей в самые разные музеи, ориентируясь на интересы и темперамент.

Знакомство с музеем ребенка в возрасте четырех-пяти лет стоит начать с музея живой природы. Здесь каждый малыш может найти что-то интересное для себя.

Решив посетить Эрмитаж или Русский музей, задумайтесь, в какой именно зал стоит зайти, ознакомьтесь заранее с планом музея. Иначе этот поход превратиться в бесцельное мотание по огромному пространству, от которого устанет и ребенок, и родитель, а о пользе не стоит и говорить.

Первые походы не стоит связывать с экскурсоводом, дети до пяти лет редко выдерживают с пользой для себя такие экскурсии. Время пребывания дошкольника в музее не должно превышать 60 минут. Старайтесь помнить, как сложно сохранять внимание даже школьнику в течение урока (45 минут).