Рецензия: «Ной» - трое в лодке, не считая плохого вкуса
В российский прокат выходит «Ной» Даррена Аронофски, и фильм этот подобен ветхозаветному потопу под микроскопом гидролога. Издали - море-окиян, вблизи - грязноватая кашица. Образы - грандиозны, риторика - смехотворна, эстетика - катастрофически эклектична. Да, хороший вкус выдумали мещане, потомки Каина в шестьсот шестьдесят шестом колене. Но именно это понятие приходит на ум, когда на экране - нечто, начисто вкуса лишенное.
Про хоббитов снимают в Новой Зеландии, про марсиан - на юге США, а про далекое или легендарное прошлое - в Исландии. Если режиссер хочет показать, как прекрасна земля без человека, лучше места не найти. Исландские пейзажи - сильная сторона “Ноя”. Тундра и лава, бесконечные пустые пространства и скалы загадочной формы, скудные цвета поздней осени. Или ранней весны. Этот демисезонный дуализм обозначает главный конфликт фильма: жить во грехе или умереть в чистоте? И персональный выбор Ноя - скончаться или плодиться?
Мир-то гарантированно погибнет - точнее, уже погиб, осталось только смыть с него людишек. Это узнает Ной (Рассел Кроу), попив непростой чаек своего дедушки Мафусаила (Энтони Хопкинс).
И креационисты, и дарвинисты останутся довольны: сценарий объясняет библейские чудеса с туповатой рациональностью школьного психолога. Если откровение - то под влиянием психоделика. Если страдания - то от чувства вины. Если пьянство - то от страха возможного инцеста.
Итак, Ной глотает немного сомы и видит планету после потопа. Люди эффектно идут на дно, а звери эффектно плывут сквозь серую воду, к свету. Так библейский триллер оборачивается экологическим: "Мы выбраны, чтобы спасти этих невинных!" - ревет Ной, надев шкуру божественного зоозащитника.
И креационисты, и дарвинисты останутся довольны: сценарий объясняет библейские чудеса с туповатой рациональностью школьного психолога.
Людишки и в самом деле куда неприятней зверушек - безликие дикари, сбежавшие из малобюджетного постъядерного боевика, они немелодично орут и катаются в грязи. Но главное - едят мясо, в том числе человеческое. Нравственные координаты Аранофски предельно просты. Ковыряешь камешки и ешь съедобный лишайник - хороший парень. Куешь железо и режешь олененка с выпуклыми прозрачными глазами - плохой. Главный злодей демонстрирует бездну злодейства, пожирая живьем какого-то ужа. Зато добрый колдун Мафусаил, бывший Ганнибал Лектор, употребляет исключительно ягоды и даже кару небесную встречает с ягодкой во рту. С персонажем Энтони Хопкинса связаны немногочисленные сценарные удачи. С ним - и с главой людоедов, мастером кузнечного дела Тубалом (Рей Уинстон), второстепенным библейским персонажем, неуловимо напоминающим рестлера из одноименного фильма Аронофски.
Людишки куда неприятней зверушек - безликие дикари, сбежавшие из малобюджетного постъядерного боевика, они немелодично орут и катаются в грязи.
Знакомый сюжет, пересказанный для проповеди в воскресной школе - без библейской магии и библейской мощи. Немного игрушечный постапокалиптический антураж типа "Кин-дза-дза". Тех, кто вытерпит полтора часа, ждет чудо - после потопа из толщи мутных вод возникает старый Аранофски. Триллер обрушивается в камерную семейную драму - буквально камерную, ведь место действия - ковчег. В замкнутом пространстве обнажаются две главные мотивации героев: сомнение и страх. Приемная дочь Ила (Эмма Уотсон) боится, что бесплодна и никому не нужна. Средний сын Хам боится остаться девственником. Кузнец Тублар - что Господь с ним не разговаривает. И даже Ной сомневается, заслуживают ли его домашние смерти так же, как все остальные. История, как из отца семейства прорастает пророк, пожалуй, заслуживает внимания, но в кадр влетает отрисованный неумелым компьютерщиком голубь, как знак того, что долгое мучение окончилось.
Самый переоцененный режиссер Америки, так и не сумевший превзойти успех своего дебютного фильма “Пи”, Аронофски подобен Ною. Он один из тех, кто прикончит (или возродит) большие жанры Голливуда. Нолан ломает супергероев об колено при помощи популярной восточной философии и любительской психологии. Брат и сестра Вачовски помаленьку уродуют киберпанк. Аронофски взялся за апокалиптический триллер (первая часть “Ноя”) и семейную драму (вторая часть). И хотя результаты трудов голливудских псевдоинтеллектуалов в целом ужасны, все вместе они действуют как тот потоп - служат благому делу обновления американского кино. Бытие лучше небытия, даже такое противоречивое.
Ной (Noah)
Страна производства: США
Бюджет: 125 миллионов долларов
Режиссер: Даррен Ароновски
Авторы сценария: Эри Хендел, Даррен Аронофски
В главных ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Энтони Хопкинс, Рей Уинстон Эмма Уотсон и другие
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 6 из 10
РЕЖИСCУРА: 4 из 10
СЦЕНАРИЙ: 3 из 10