Истории

В «Открытом пространстве» создали 32 картонные копии табличек «Последнего адреса»

Фото: Павел Борисенко / MR7

Встреча друзей мемориального проекта «Последний адрес» прошла в «Открытом пространстве» 16 января. За один вечер 17 жителей Петербурга создали 32 картонные копии табличек с именами репрессированных, которые ранее были установлены «Последним адресом» на фасадах петербургских домов, а затем сорваны неизвестными. 

Фото: Павел Борисенко / MR7

Как в Петербурге начали собираться друзья «Последнего адреса» 

В небольшое помещение «Открытого пространства» в доме на Садовой, 77, петербуржцы стягиваются в пятницу вечером. Без пяти семь две только что пришедшие девушки спрашивают у администратора, где пройдёт встреча друзей «Последнего адреса». 

— В зале, — направляет молодой человек за стойкой. И мы тоже проходим туда.

Жители Петербурга для изготовления картонных копий мемориальных табличек собираются уже в пятый раз. Первая встреча друзей «Последнего адреса» прошла в «Открытом пространстве» в июле 2025 года — тогда вместе с волонтёрами проекта петербуржцы делали утраченные знаки для «Довлатовского» дома на улице Рубинштейна, 23. 

СПРАВКА

В табличках «Последнего адреса» была увековечена память о 16 жителях Петербурга, которых безвозвратно забрали из дома на Рубинштейна, 23, в годы «большого террора». Однако позже мемориальные знаки были сняты жильцами, выступившими против их установки. Появляющиеся время от времени там картонные копии оригинальных табличек тоже срывают. 

Первую в 2026 году встречу по изготовлению копий мемориальных знаков провела Настя — сотрудница проекта «Это прямо здесь», который исследует связанные с историей советских репрессий места в Петербурге и знакомит с ними всех желающих. 

— Мы делаем прогулки и с недавнего времени помогаем «Последнему адресу» с созданием картонных копий табличек. Нам очень важно, чтобы они сохранялись в городе, поскольку это буквально те судьбы, о которых мы говорим в своих «экскурсиях», — рассказывает Настя. 

Для неё эта встреча по табличкам в качестве организатора — вторая. По словам Насти, на прошлую пришли всего четыре человека — изготовлением копий 40 знаков тогда они занимались около четырёх часов. 

Фото: Павел Борисенко / MR7

Сегодня участников собралось в четыре раза больше, но дело нашлось для каждого. На одной половине большого стола вырезают таблички из картона, на второй — покрывают их серебристой акриловой краской — чтобы были похожи на оригинальные.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Между делом впервые видящие друг друга девушки обсуждают Мизулину, Трампа, музыкальную группу «Стоптайм» и делятся личными историями. 

— А у меня фотография есть с Наоко, — говорит одна из девушек своей собеседнице.

— А я на последнем их выступлении в Питере была, — подхватывает другая петербурженка.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Пока за большим столом докрашивают последние картонные таблички, за маленьким участники встречи уже пишут на высохших знаках информацию о репрессированных. В «адресном списке» 32 имени. Среди них: 

  • режиссёр Всеволод Мейерхольд, знак в память о котором волонтёры «Последнего адреса» устанавливали на набережной Карповки, 13, в апреле 2025 года. Через несколько дней он был сорван жительницей дома, которая выступила против таблички;
  • востоковед Антон Аджян, табличка в память о котором была установлена на фасаде дома № 70 по 17-й линии Васильевского острова в июне 2017 года;
  • супруги Добраницкие — юрист Мечислав Михайлович и Сусанна Филипповна, бывшая преподавателем немецкого языка. Таблички в память о них были установлены в июне 2017 года на фасаде дома №1 по 4-й Красноармейской улице;
  • военнослужащий Константин Благово, для которого последним адресом был дом № 31-33 по 14-й линии Васильевского острова;
  • педагог Вацлав Обуховский, в память о котором табличку устанавливали на фасаде дома № 27 по улице Достоевского, и многие другие.

Фото: Павел Борисенко / MR7

«Людям важно быть причастными»

Процесс изготовления оригинальных металлических памятных знаков занимает многие месяцы, рассказывает Настя. И если раньше в Петербурге изготовление картонных копий было, скорее, личной инициативой тех, кто дружил с «Последним адресом», то теперь знаки могут сделать все желающие. 

— Я начала это делать, потому что чувствую, что сейчас нет людей, которые бы делали копии в таком количестве. В то же время мне кажется, людям важно быть причастным к такому проекту, как «Последний адрес», — и мы решили, что было бы классно давать им такую возможность, — дополняет Настя. 

При этом подходы к картонным копиям в Петербурге и Москве разные. Посмотреть, как волонтёры создают и размещают таблички «Последнего адреса» в столице, можно на скромной фотовыставке в том же зале, где проходит встреча. 

Фото: Павел Борисенко / MR7

Когда на серебристые картонки уже нанесли имена репрессированных, их в три слоя обматывают скотчем. Чтобы выдержали петербургскую непогоду.  

— Надеюсь, что получится и развешивать таблички, — говорит участница встречи Мария (имя изменено). — Я только недавно переехала в Петербург из Москвы, пришла знакомиться с местом. В самой акции первый раз участвую. Приятно, что люди помнят таким образом хотя бы. 

Фото: Павел Борисенко / MR7

На создание 32 картонных табличек у друзей «Последнего адреса» ушло около полутора часов. Организаторы планируют развесить их по последним адресам вместе с участниками встречи в ближайшее время.