У мемориальной доски на доме № 38 по улице Чайковского вечером 14 января появился небольшой венок и цветы — в память об историке, краеведе, издателе Петре Вейнере. Он был расстрелян 95 лет назад, 7 января 1931 года. Акцию провели участники движения «Старый Петербург».
Так же в начале XX века назывался и первый музей городской истории и быта, одним из организаторов которого и был Вейнер. Пётр Петрович — особая фигура в среде блестящих художников, архитекторов, искусствоведов, меценатов, которые сумели буквально за десять лет сформировать общественное мнение о безусловной ценности исторического наследия.
Он родился в 1879 году в семье промышленника и благотворителя. Окончил Александровский лицей, затем служил в Госканцелярии делопроизводителем. Во время русско-японской войны помогал в отрядах Красного Креста. А с 1907 года занялся издательским делом. В 1908-м он начал выпускать журнал «Старые годы», который быстро стал главным печатным органом нарождавшейся в то время отечественной градозащиты. В статьях решались задачи изучения, описания, сохранения памятников старины Петербурга и всей России без разделения академического искусствоведения и практической охраны наследия. По мнению исследователей, равных этому журналу среди подобных изданий в России ХХ века не было.
Параллельно развивался и музей «Старый Петербург». Он появился в 1907 году по инициативе архитекторов, художников, искусствоведов на Кадетской линии. После 1917 года второй Музей удалось открыть в Доме Мятлевых на углу Исаакиевской площади и Почтамтской улицы. Вейнер жертвовал музею экспонаты, исторические ценности. К сожалению, многое из коллекции пропало в 1930-е в ходе антикраеведческих компаний.
Пётр Вейнер, в отличие от многих своих друзей и коллег, не уехал из страны после революции, он продолжал работу, защищал коллекции Гатчинского дворца, читал лекции по истории быта в Эрмитаже, работал до последнего в Музее Старого Петербурга.
Вейнера дважды арестовывали, ссылали на Урал. Врожденное заболевание ног сделало его почти инвалидом. Вернувшись после первой ссылки, он продолжал до последнего работать на благо города, оставался сотрудником Эрмитажа, но летом 1930 года был арестован и в рождество 1931 года расстрелян — якобы за участие в контрреволюционной монархической группировке. Он уже не мог сам даже выйти из камеры, на казнь его выносили конвоиры привязанным к креслу.
Постановлением президиума Ленинградского суда в 1988 году Пётр Вейнер был реабилитирован. В 2003 году на доме, где он жил, по улице Чайковского появилась мемориальная доска.
29 января общество «Старый Петербург» приглашает на вечер, посвящённый Петру Петровичу Вейнеру и судьбам репрессированных петербургских краеведов. Встреча начнётся в 18:30 в помещении Фонда памяти имен жертв блокады (Конная улица, 24).