Репортажи

Две новые таблички «Последнего адреса» появились на Доме специалистов

Фото: Любовь Смирнова / MR7

Волонтёры проекта «Последний адрес» 14 декабря разместили две памятные таблички на фасаде Дома специалистов на Лесном проспекте, 61. Они посвящены двум его бывшим жильцам, репрессированным в годы «большого террора» — директору ленинградского Сельскохозяйственного музея Александру Ермолаеву и старшему инженеру Ленэнерго Анатолию Чурсину.

СПРАВКА

Дом специалистов был построен в 1930-е и такое название получил потому, что предназначался для советской элиты — директоров, главных инженеров, военачальников, учёных. 

Состоит комплекс из трёх пятиэтажных и двух семиэтажных жилых корпусов. Здание занимает квартал вдоль Кантемировской улицы от Лесного проспекта до Парголовской улицы.

В разные годы в Доме специалистов жили известные личности: художник Натан Альтман, химик Виталий Хлопин, радиотехник Михаил Бонч-Бруевич, писатель Александр Куприн.

В память о репрессированных жильцах жилого комплекса на Лесном проспекте «Последний адрес» установил уже 38 табличек. 

Александр Ермолаев — политработа и «преступление классовой бдительности»

Александр Ермолаев — уроженец Тверской губернии. В 15 лет он работал на Морозовской фабрике. В 1916 году, во время Первой мировой войны был призван в царскую армию и служил в Петрограде. Здесь же он находился в период февральской и октябрьской революций, в 1917-м примкнул к партии большевиков. 

После демобилизации Ермолаев работал в деревне, а в 1918-м вступил в Красную армию. Он окончил курсы агитаторов и начал заниматься политработой.

Александр Ермолаев в 1935 году. Фото: Любовь Смирнова / MR7

В августе 1921 года Ермолаев возвращается в Петербург и поступает в Сельскохозяйственный институт. Там он учится по специальности «агроном-экономист», а после окончания поступает в аспирантуру этого же высшего учебного заведения. 

После завершения учёбы Ермолаев занимал должности старшего научного сотрудника в аграрном институте Комакадемии, заведующего кафедрой и лектора в Сельскохозяйственном институте.

Вместе с семьёй в 1932 году Ермолаев переселяется в дом Бенуа на Кронверкской, 23/59, — в то время этот дом заселялся руководителями города и партийными работниками. 

Установка таблички Ермолаеву. Фото: Любовь Смирнова / MR7

К 1935-му Ермолаев занимается не только непосредственно своей работой, но и партийной: ведёт кружки, и в частности — даже Псковскую школу комбайнёрок. Но через год, в августе 1936 года, его обвиняют «в замазывании троцкистского выступления кружковцев, в проявлении гнилого либерализма, в оппортунистически-примиренческом отношении к враждебно-контрреволюционным элементам».

— На занятиях в кружке у Ермолаева был курсант, который задал наставнику вопрос о сути троцкизма. Видимо, Ермолаев ответил «неподобающим образом», об этом сообщили вышестоящим, и так начался разбор дела Ермолаева, — рассказала волонтёр «Последнего адреса» Марина Демиденко. 

Марина Демиденко. Фото: Любовь Смирнова / MR7

В том же 1936-м Ермолаева сначала исключают, а потом восстанавливают в партии с объявлением выговора «за преступление классовой бдительности на кружке ленинизма».

Ермолаева это не устроило, он продолжил борьбу и добился того, что 8 марта 1937 года коллегия комиссии партийного контроля сняла с него выговор. С совершенно чистой партийной карточкой Ермолаев остался жить уже в Доме специалистов. 

Спустя три месяца после этих событий, в июне 1937 года, ленинградца арестовали «как врага народа». Ермолаева обвинили в участии в террористической контрреволюционной организации, занимающейся подрывом государственной собственности. Что это была за организация, в деле умалчивается.

Ермолаев был расстрелян в день вынесения приговора — 8 сентября 1937 года. Ему было 39 лет. Реабилитирован ленинградец был в 1956 году.

Найти информацию о родственниках Ермолаева волонтёрам «Последнего адреса» не удалось. Инициатором установки таблички репрессированному стала петербурженка Елена Спилюк. 

Марина Демиденко (слева) и Елена Спилюк (справа). Фото: Любовь Смирнова / MR7

Анатолий Чурсин — учёба в ЛЭТИ и работа в Ленэнерго

Установку памятного знака Анатолию Чурсину также инициировала Елена Спилюк. Во время работы над табличками волонтёрам «Последнего адреса» удалось найти родственников Чурсина. На церемонию сегодня пришли Омар и Юнус — двоюродные правнуки репрессированного. Они живут и работают в Петербурге.

— Память — она острая, как этот шуруп, как этот саморез [которым я прикручиваю табличку], — начал свою речь Омар. — Я его вкручиваю себе в голову, в свою память. Эта табличка будет не здесь, она будет и тут (показывает на сердце. — Прим. ред.), и тут (показывает на голову. — Прим. ред.).

По словам петербуржца, ранее о существовании проекта «Последний адрес» его семья даже не знала. После церемонии Омар поблагодарил всех присутствующих за сохранение имён и адресов репрессированных петербуржцев.

Омар (слева) и Юнус (справа). Фото: Любовь Смирнова / MR7

Анатолий Чурсин родился в городе Бугуруслан (сейчас — город в Оренбургской области). Кроме него, в семье было ещё пятеро детей. Уже в подростковом возрасте он работал и лаборантом физико-химической лаборатории в Бугуруслане, и электромонтажником. 

После окончания местной школы и училища Чурсин в 1923 году приезжает в Петроград и поступает сначала во Второй политехнический институт, а затем переводится в Ленинградский электротехнический (ЛЭТИ). Институт он оканчивает в 1930 году и после этого уходит работать инженером, электриком в Ленэнерго.

Когда Чурсин становится старшим инженером, он переселяется в Дом специалистов вместе со своей сестрой Клавдией и её сыном Дмитрием — жены и детей у Анатолия Чурсина не было.

За ленинградцем пришли 3 октября 1937 года. Его обвинили по статьям «измена Родине», «диверсионная деятельность» и «участие в контрреволюционной организации». 15 октября 1937 года его расстреляли. На тот момент ему было всего 33 года — до своего дня рождения он не дожил два месяца.

Реабилитирован Чурсин был в 1989 году.

Марина Демиденко показывает фотографию письма Чурсина из госархива. Фото: Любовь Смирнова / MR7

«Спасибо за то, что мы ничего не забываем»

Имена двух репрессированных ленинградцев, которым сегодня установили таблички на фасаде Дома специалистов, упомянуты в томах Ленинградского мартиролога. Автор серии этих книг, историк Анатолий Разумов также выступил на церемонии установки знаков. 

Справка

Ленинградский мартиролог — серия книг историка Анатолия Разумова с 55 тысячами фамилий жителей Петрограда и Ленинграда, репрессированных при советской власти. На данный момент она состоит из 13 томов.

Анатолий Разумов зачитал открывок о Чурсине из Ленинградского мартиролога и рассказал о памятнике погибшим в годы репрессий энергетикам на Левашовском кладбище.

Анатолий Разумов. Фото: Любовь Смирнова / MR7

— Спасибо всем за сегодняшний день, за эту память, за то, что мы ничего не забываем, — завершил историк.

Фото: Любовь Смирнова / MR7