Истории

Перепланировка, капремонт, маневренный фонд: о каких проблемах напомнила история дома на Некрасова

Двор на Некрасова, 1/38, включая расселённую парадную. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

С момента частичного расселения дома 1/ 38 на улице Некрасова, дворовый фасад которого был признан аварийным, прошёл почти месяц. История одного здания подсветила целый ряд проблем, связанных с жильём в историческом центре. Всё началось с трещины, поползшей по фасаду. Дальнейшее экстренное перемещение жильцов обнаружило и неподобающие условия в маневренном фонде; и непроработанность механизма выборочного капремонта.

Справка

Здание на углу Литейного проспекта и улицы Некрасова известно как доходный дом С. В. Шишкина. Угловая часть дома была построена в 1835 году, а левая — по улице Некрасова — в 1875 году (архитектор — Юлий Дютель). В начале XX века здание было надстроено по проекту гражданского инженера Владимира Гейне. Заказал работы владелец объекта — поручик запаса гвардейской кавалерии Сергей Шишкин. В доме шесть этажей, 83 квартиры.

9 ноября — в воскресенье — из флигеля пришлось экстренно расселить часть жильцов. Причиной стало аварийное состояние дворового фасада — по сути, одной из несущих стен. Всего выехали 15 человек — 10 семей. По официальной информации, накануне, 8 ноября, администрация района и управляющая компания встречались с ними, обсуждали ситуацию. Но на сам переезд 9 ноября было дано 30 минут. 

На первом этаже дома располагаются магазины. Их расселение дома не коснулось. И те офисы, которые находятся во дворе, и кафе, которые выходят на улицу Некрасова, продолжают работать. 

Фото: Валерия Шимаковская / MR7

«Представьте себе самую разбитую коммуналку. Это и есть маневренный фонд»

Как утверждали в администрации Центрального района, перед заселением в маневренный фонд у людей была возможность «оценить предложенные помещения», чтобы «выбрать наиболее подходящий и удобный вариант». 

— Вынужденные переселиться соседи уже прислали фотографии, куда их заселили. Представьте себе самую разбитую коммуналку. Это и есть маневренный фонд, — рассказывает жительница дома.

MR7 попытался связаться с самими уехавшими жителями, однако им пока не до комментариев. Запросы об условиях и сроках размещения были направлены в жилищный комитет и администрацию района. 

Всего, по словам соседей, выехали жильцы пяти квартир: трёх отдельных, одной коммунальной и ещё одной, разделённой на семь студий. В некоторых был сделан качественный, дорогостоящий ремонт.

— «Маневренный фонд» — это только звучит красиво, — добавляет жительница дома.

— Кто привык к комфорту, посмотрели на маневренный фонд; поняли, что находиться в таких условиях не смогут, и стали иначе решать вопрос.

Администрация Центрального района сообщала на официальной странице в ВК, что «держит ситуацию на контроле»; что люди смогут вернуться в свои квартиры «после устранения аварийности». В комментариях переспрашивали: «После устранения аварийности — это как? После капремонта?»

Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Жители при этом обсуждают, что ремонт могут произвести только в 2027 году, то есть пережидать в маневренном фонде, у родственников или на съёмной квартире петербуржцам придётся больше года.

Переселение сопряжено и с финансовыми вызовами: например, тем, кто взял квартиру в ипотеку, льгот по выплатам не положено.

— Если имущество изымается — это одно дело. А в данном случае, когда предоставляется временное жильё, для компенсаций платежей по ипотеке и процентам оснований нет, — комментирует юрист по земельным вопросам Татьяна Караванова.

Более того, по закону жильцы должны отныне вносить двойную сумму: оплачивать коммунальные платежи и в маневренном фонде, и налоги за квадратные метры на Некрасова.

— У нас слабо развит маневренный фонд. Людям предлагают совсем плохие условия, жильё с плесенью, где невозможно оставаться, тем более с детьми. 

Если бы был маневренный фонд гостиничного типа, возможно, дело шло бы быстрее, — уверен координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов

Причём однажды попытка наладить систему уже была предпринята.  

— Были масштабные планы по реновации исторического центра. Предполагалось оборудовать Тележную улицу под маневренный фонд и туда на время переселять людей из тех домов в историческом центре, которые собирались отдать под капремонт, — вспоминает Дмитрий Литвинов.

Справка

Дома на Тележной улице были признаны аварийными в 2007 году. Правительство города постановило расселить их и снести. Этого не произошло: с протестами выступили градозащитники. Тогда высказывались идеи переоборудовать дома под паркинги или гаражи. В 2021 году комитет имущественных отношений выставил дома на торги. Их купил Ян Бобрышев — предприниматель, занимающийся реновацией зданий исторического центра. В итоге в домах был сделан капремонт, завершившийся в 2024 году.

Качество жилья и прочие трудности переселения в маневренный фонд — лишь одна из проблем, которую подсветила история с расселением дома на Некрасова.

Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Выборочный капремонт 

Ещё одна проблема, как считают специалисты, — механизм выборочного капремонта. Именно он был сделан по этому адресу. В отличие от комплексного, выборочный ремонт предполагает починку отдельных конструктивных элементов или инженерного оборудования. При этом функциональный износ восстанавливается лишь частично. 

На Некрасова аварийным был признан не весь дом, а только стена дворового фасада. Трещина там появилась ещё 15 лет назад. В 2020 году стены усиливали. Однако сделано это было, полагают жители, некачественно: местные считают, что щели забили строительным мусором, а сверху заштукатурили. Люди пытались на это обращать внимание чиновников несколько лет, но ничего не добились. 

Однако в том, что ремонт не был проведён качественно и в срок, есть, судя по всему, и ответственность самих жителей. 

— Наш дом давно стоял в плане на капремонт. Подошла очередь его капиталить, но один из собственников не пустил рабочих в квартиру. Он делал это законно: выиграл суд. Но в результате полноценного ремонта не получилось, — говорит жительница дома.

Время в данном случае — это не только деньги, но и ухудшение состояния характеристик здания, — разъясняет координатор движения «Центральный район за комфортную среду обитания» Ярослав Костров.

Промедление в подобной ситуации может быть опасным. 

— Если жильцы хотя бы одной из квартир, нуждающихся в ремонте, не пускают рабочих внутрь, начинается судебное разбирательство. Процесс затягивается на месяц, на полгода, на год… Подобного допускать нельзя. Если здание требует аварийного ремонта, значит, нужно делать его здесь и сейчас, — считает Костров.

Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Иначе может быть поздно. 

— В прошлом году на Большой Зелениной произошло обрушение, когда дом не был расселён. Там также шёл выборочный капремонт, проводились работы в подвале, и всё рухнуло. Людей пришлось расселять в срочном порядке, — сравнивает градозащитник Дмитрий Литвинов.

По мнению общественников, нужно более чётко продумать систему выборочного капремонта, объединив усилия администрации района, жилищного комитета, государственной жилищной инспекции, управляющей компании и фонда капитального ремонта. 

Так или иначе, выборочный капремонт — ещё не устоявшаяся конструкция. На то, чтобы она была отрегулирована, потребуется время.

— Выборочный капитальный ремонт — новый для России институт. Поэтому различные споры правового характера ещё будут возникать, — резюмирует юрист Татьяна Караванова.

Если пятилетние планы капитального ремонта существовали ещё в советский период — с 1970 года, то в современном виде обязанность проводить капитальный ремонт была закреплена в Жилищном кодексе в 2012 году. Спустя год появился и Фонд капремонта. Тогда же в методических рекомендациях по формированию состава работ в многоквартирных домах было дано определение и понятию «выборочный капитальный ремонт».

Трещина на фасаде дома. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

«Нарезали студий»

Третья проблема, о которой вновь напомнило переселение жильцов этого дома, — последствия перепланировки старого фонда. 

— Маячок на фасаде стоял уже год и отклонился на три сантиметра, — вспоминает жительница. — Я живу в доме с 2019 года. В 2022 году стала замечать, что стена накренилась. Меня это волновало.

Жильцы дома грешат на перепланировку одной из квартир в доме. Её три года назад «нарезали» на семь студий. 

— Если посмотреть, можно увидеть, что трещина проходит именно в той зоне, где находится поделённая квартира, — рассуждает жительница.

Трещина на фасаде дома. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

14 ноября 2023 года компания опубликовала информацию о «новых объектах». Некрасова, 1/38, — в их числе. 3 июня 2024 года сообщалось, что пятимесячные работы подходят к концу — оставались «завершающие штрихи по косметическому ремонту». На тот момент две студии из семи уже были выкуплены. В ролике представители фирмы рассказывали, что квартира находится на втором этаже, а дом не является памятником.

— Любое изменение в планировке квартиры должно быть согласовано. Новый проект рассчитывается с точки зрения конструкций. Согласование проектов по домам, которые находятся под охраной КГИОПа, довольно сложное, — объясняет юрист Татьяна Караванова.

На сайте компании указано, что приобретаются только те квартиры, в которых можно согласовать перепланировку, а работы проводятся по строительным нормам и правилам. В отличие от большей части окружающих его сооружений, дом на Некрасова, 1/38, не числится в списке региональных памятников КГИОП.