Интервью

«Шальная императрица» снова в Петербурге — комедия от режиссёра «Интернов» уже в кинотеатрах

На съёмках фильма. Фото: из личного архива Радды Новиковой

Уж сколько правителей России прошлого, начиная с незабываемого Ивана Васильевича, перебывали в нашем времени «силой фантазии» писателей и сценаристов. Дошёл черёд и до Екатерины II. С 1 декабря в кинотеатрах Петербурга новая комедия «Шальная императрица» (18+) — о приключениях Великой в современном Петербурге. Спросили у режиссёра фильма Радды Новиковой о её первом полном метре, юморе и истории. 

Радда Новикова. Фото: из личного архива режиссёра

Подруги Лера, Валя и Оля ради смеха вызывали дух императрицы Екатерины II и… вызвали. Самодержица оказывается в Петербурге XXI века: пробует капучино, в приложении такси ищет тариф «Карета», а ночью зажигает на танцполе. И всё бы ничего, но реальность начинает искажаться. И ход истории нужно срочно возвращать в привычное русло. И, конечно, не обошлось без любви.

Комедия «Шальная императрица» выходит в предновогодний декабрьский прокат. Фильм рассчитан прежде всего на женскую аудиторию. Съёмочная группа рассчитывает на успешный прокат и полные залы. 

Императрицу в фильме сыграла Ирина Пегова. В картине также снялись Ангелина Стречина, Зоя Бербер, Алиса Стасюк, Кирилл Зайцев, Фёдор Гамалея. 

А для режиссёра Радды Новиковой лента стала первым полнометражным фильмом. Режиссёр известна зрителю по успешным телесериалам «Девушки с Макаровым», «Интерны», «Два отца и два сына».

Трепетное прикосновение

— «Шальная императрица» — ваш первый полнометражный фильм для кинотеатров. Чем вас привлёк этот проект после стольких сериалов и что стало главной причиной согласиться на режиссуру?

— Скорее, то, что я снимала сериалы, — это случайная история, которая растянулась на всю жизнь. Изначально, когда я заканчивала институт кинематографии имени Герасимова, я хотела снимать именно большое кино. Я выросла в семье киномана — моя мама была фанаткой кино. С 10 лет у меня в руках уже была кинокамера, а мама водила меня в старейший московский кинотеатр «Иллюзион», и я пересмотрела всю великую классику и то, что называлось «трофейные фильмы». И, конечно, советские фильмы гениальных режиссёров, абсолютно нестандартных, то, что называется искусством. И в институте моя дипломная работа тоже была искусством в кино. Но так сложилось, что я не смогла довести дипломный проект до фестивалей, хотя были очень большие предпосылки к этому. И потом я писала сценарии для полных метров — и сама, и в соавторстве. Но у нас киноиндустрия очень быстро меняется, меняются темы — какие-то мои идеи были просто украдены, другие до сих пор лежат на полке, и ничего с этим сделать нельзя. Например, один сценарий был куплен продюсерами, и это было бы шикарное кино, оно было написано под Дмитрия Нагиева, но сценарий так и лежит у них — его не хотят ни отдавать, ни продавать. Это была достаточно для меня травматичная история. 

Поэтому, когда мне продюсер Никита Владимиров предложил полный метр, конечно, меня это заинтересовало. Сериалы — всё же больше про ремесло и про сильно производственные моменты. А кино — это совсем другое, и я очень хотела увидеть свой фильм на большом экране. 

На съёмках фильма. Ирина Пегова. Фото: из личного архива Радды Новиковой

Тем более что тут меня заинтересовал сценарий. Во-первых, это история сильной женщины, императрицы Екатерины II. Во-вторых, мне всегда нравились голливудские фильмы-перевёртыши, где из прошлого кто-то попадал в настоящее или из настоящего — в прошлое. Я обожаю фильм «Назад в будущее». В-третьих, это жанр светлой комедии, которые я научилась снимать. И мои навыки тут нашли применение, потому что в тяжёлые времена всегда хочется людей радовать.

Я попыталась сделать такой фильм, чтобы у людей после его просмотра остались светлые радостные чувства и им хотелось его пересматривать. Мне кажется, очень важно, когда люди хотят пересматривать кино, потому что есть некоторые фильмы, многие фильмы или многие сериалы, которые производят неизгладимое впечатление, заставляют подумать. Но люди по-настоящему любят именно то кино, которое хотят пересматривать. И когда я снимала сериалы — «Девушки с Макаровым», «Интерны», «Анжелика» — мне писали зрители, что пересматривают их по десять раз, и благодарили за это. 

— В фильме переплетаются историческая тема и современная реальность. Как вы выстраивали баланс между достоверностью образа Екатерины Великой и комедийной составляющей сюжета? 

Радда Новикова. Фото: из личного архива режиссёра. 

— Для меня было очень трепетно прикасаться к этому образу. Всё-таки, действительно, Екатерина II — государственный деятель, которая изменила ход истории Российской империи и сделала очень много для нашей страны. Мне пришлось много что перечитать, изучить, проконсультироваться. Плюс сама актриса — исполнительница роли Екатерины Ирина Пегова — изучала историю Екатерины II, она часто подсказывала и на площадке, и в препродакшене. Мы с ней обсуждали характер героини, её склонности, менталитет, мышление, обдумывали, как она может себя вести, как не может, какие слова может говорить. 

Например, в сценарии были прописаны её реплики как бы по старинной форме речи, какие-то словечки использованы — мы их переделывали, чтобы это было более похоже на то время и на саму Екатерину с ее манерой речи.

Комедийные ситуации, может быть, не очень приличные местами я старалась делать изящнее, чтобы не получалось пошло, не прям в лоб — мне хотелось снять изящную историю про великую женщину, которая была высокообразованная и высокоинтеллектуальная. Да, она параллельно славится еще и своим фривольным поведением, но все равно — про это мы делали намёками. Тем более что основными зрителями этой картины, я думаю, будут женщины. А они не любят пошлость. Мне кажется, очень маленький процент женской аудитории вообще смеется над похабными шутками, которые прописываются обычно в наших комедиях.

Горячий воск и лёд

— Съёмки проходили в Петербурге — городе, тесно связанном с эпохой Екатерины II. Какие места стали ключевыми для повествования и почему вы выбрали именно их? Вы придерживались «исторических» мест или новых районов?

— Мы снимали в Петербурге в самых прекрасных местах. Для меня это была огромная радость. Я испытывала катарсис периодически, потому что мы снимали на Дворцовой площади, в Екатерининском дворце и в старинном особняке Штиглица в самом центре города. Мы специально добавляли исторические объекты, даже если изначально их не было в сценарии. И рядом с моим любимым Исаакиевским собором тоже поснимали большую трюковую сцену. Мы пытались сохранить историческую атмосферность, немножко мистичность. Ведь у нас и история с перемещением во времени тоже мистическая. И мне кажется, это должно быть интересное сочетание — и женские истории, и романтика, и любовь, и мистика, и красивые места, и красивые наряды. Когда я получила сценарий, он был немножечко другой. И мы его переписывали с моими правками, потому что я понимала, для кого я снимаю и что хочет увидеть моя зрительница на экране. Это мне тоже очень важно. А также это очень, скажем так, сказочная история, потому хотелось сделать её красивой, изящной, но с иронией, а не жёстким юмором.

— В комедии действительно важно чувство юмора и ещё темп. Расскажите чуть подробнее, как вы работали над тем, чтобы шутки и комические ситуации выглядели органично и не казались навязанными? 

— Я давно в комедии, поэтому мне сразу из сценария было понятно, какие шутки будут работать, какие нет, как их снимать, чтобы они работали. И опять же здесь нужно было, повторюсь, выбрать правильный комедийный ритм и правильную комедийную подачу. То есть так как изначально сценарий, самый первый драфт был написан как гэговая жёсткая комедия, я её переориентировала на более романтическую, семейную и женскую в хорошем смысле слова историю — для девочек и женщин от восьми лет и до бесконечности. 

На съёмках фильма. Радда Новикова и Ирина Пегова. Фото: из личного архива Радды Новиковой

— Фильм сочетает элементы фантастики (путешествие во времени) и бытовой комедии. Как вы решали вопрос визуальной стилистики: как показать «столкновение эпох» через кадр, костюмы, монтаж?

— Мы специально какие-то локации придумывали, где, например, Екатерина в платье и парике будет смотреться максимально на контрасте, потому что это очень классно. У нас первая смена была в торговом центре, и, конечно, это было очень эффектно, когда Екатерина в историческом виде ехала по эскалатору, шопилась, покупала кофе. А когда она у нас бежит по улицам города, где вокруг абсолютная современность, она выглядит будто статуэтка, фарфоровая фигурка из прошлого, перенесённая в нашу реальность. Мне и чисто эстетически нравилось это снимать — это просто красиво.

А ещё есть кадры, где бездомный везёт Екатерину на тележке и читает ей стихи про город, и тоже мне эта сцена очень дорога — она получилась очень тёплой, милой, питерской. Или есть моменты, где она появляется на крыше. Это мы долго обсуждали с продюсерами, потому что такая сцена требовала дополнительных расходов — нужно было специально вызывать каскадёров на тросах, дублёров. Да ещё был дикий холод. Но это такой красоты кадр, от которого я не могла отказаться, поэтому я каждый раз, когда задавался вопрос, пытались принять решение отказаться от этой сцены, все равно наставила на том, чтобы она осталась — это визитная карточка фильма. Это очень красиво, когда Екатерина стоит на крыше и видит Петербург сверху.

Фото: из личного архива Радды Новиковой

Ирина Пегова, кстати, в большинстве случаев сама пыталась трюки выполнять — даже когда у нас были заказаны дублёры и каскадёры. Она сама бежала босиком по ледяному проспекту, сама полураздетая стояла на крыше, сама падала на кровать с крыши. Плюс она придумывала многие моменты, которые Екатерина делала в свою эпоху. Ирина до этого снималась в сериале «Царская прививка» — и, видимо, уже тогда изучила жизнь императрицы. И поэтому она очень многое привнесла. Например, это она подсказала, что Екатерина обмазывала руки горячим воском, чтобы кожа была лучше, а лицо каждое утро — льдом. Я за всё это хваталась и безумно ей благодарна за такой подход. Вообще Ирина фанат своего дела. Она просто с горящими глазами, горящим сердцем подходит к проекту и к роли. Работать с ней — колоссальное удовольствие.

И что касается сочетания эпох, ещё один пример — развитие костюма Екатерины в фильме. Изначально она попадает в наше время в платье её эпохи и в парике, потом она переодевается, но остается в парике. Это тоже такая фишка — смешной контраст. И уже когда у неё начинается любовная история, парик уходит для неё в прошлое и она становится вроде как обычной женщиной.

Ирина Пегова. Фото: из личного архива Радды Новиковой

И моралите

— В ваших предыдущих проектах вы чаще работали в формате многосерийного телевидения. Чем для вас отличался процесс создания полнометражного фильма — в плане драматургии, ритма, работы с актёрами?

— По поводу того, чем отличается работа на сериале и работа на полном метре, я скажу очень, наверное, ясно и нелепо: полный метр — это гораздо проще, чем сериал. Потому что в сериале у тебя каждая серия как полный метр. И всё это растягивается на месяцы — и съёмочный период, и подготовка… А я стараюсь давать высокое качество, и потому для меня сериал сложнее. И там ты тянешь линии персонажей, соблюдаешь заданный ритм. А в полном метре, мне кажется, будто ты в одну серию впихнул полсериала. При этом ещё приходится отказываться от многого. Например, мы выкинули сцену, которая мне очень нравилась, просто потому что она выпадала по ритму. Хотя она шикарно снята. Это очень классная сцена в подвале особняка, где Потемкин целует Екатерину. Я со слезами на глазах её вырезала.

— Какие сцены или эпизоды фильма стали для вас самыми запоминающимися в процессе съёмок? 

Съёмки на Дворцовой площади. Фото: из личного архива Радды Новиковой

— Конечно, на Дворцовой площади и в Екатерининском дворце! Просто по масштабу. Там было очень много всего, сложные съёмки. В Екатерининском дворце была ночная смена — она начиналась с 19 часов. И там был по содержанию гигантский объём, но при этом мы не могли трогать предметы во дворце, не могли даже закрывать, открывать двери. С нами ходили сотрудники музея, следили за тем, чтобы мы ничего лишнего не сделали, не испортили. Было очень напряжённо. И второй раз мы уже туда не попадали — всё надо было снять с первого. Но кадры получились просто шикарные. И мы успели доснять там драку персонажа Кирилла Зайцева. Хотя это приходилось делать параллельно с основными сценами. Оператор у нас великолепный Андрей Данелян — молодой, очень перспективный. И уже сейчас можно сказать, что у него просто голливудский подход к работе и вообще к материалу. 

— Что, на ваш взгляд, зритель должен вынести из «Шальной императрицы» помимо хорошего настроения?

— В «Шальной императрице» кроме развлекательного момента есть ещё моралите, которое начинается незадолго до финала фильма. И те, кто будет смотреть, они обнаружат эту идею, этот концепт, который мы поменяли в сценарии — там финал был другой. И теперь в фильме есть очень важная мысль, которую я всегда хотела донести как режиссёр-женщина. Поэтому нужно досмотреть до конца. Обойдёмся дальше без спойлеров, оставим интригу.