Истории

«Бывают разные слова»: как неслышащие люди пишут и декламируют стихи на жестовом языке

Коллектив «У театра». Фото: «У театр»

Первый петербургский профессиональный театр неслышащих актёров в ноябре устроил необычный вечер поэзии. Актёры «декламировали» строфы на жестовом языке. Как оказалось, на нём можно не только «озвучивать» стихотворения, но и сочинять их. О том, как это происходит; какое произведение стало неофициальным гимном неслышащих людей и что помогает человеку с нарушением слуха ощутить ритм, рифму и образность, поговорили с переводчиками жестового языка.

«Баллада о маленьком буксире», переданная жестом

Вечер поэзии на жестовом языке проходил в ноябре в книжном магазине «Буквоед» на Невском проспекте. Пять актёров «У театра» по очереди поднимались на сцену и показывали жестами стихотворения Пушкина и Тютчева, Цветаевой и Ахматовой, Есенина и Симонова. Параллельно звучала фонограмма — для слышащих зрителей.

— Репертуар выбирали по любви, — делятся после спектакля артисты.

Сам «У театр» образовался в 2023 году из шести выпускников Российской государственной специализированной академии искусств, которая располагается в Москве. Почти все они из Петербурга. После окончания учёбы вернулись в родной город и основали театр профессиональных неслышащих актёров. Руководит ими актриса и педагог академии Екатерина Мигицко. В прошлом году одному из актёров пришлось покинуть труппу в связи с переездом. Сейчас в команде пять человек.

Несколько номеров на вечере поэзии актёры исполнили вместе. В частности, «Балладу о маленьком буксире» Иосифа Бродского. Актёры рисовали жестами порт, дым и мачты, чаек, профили кочегара и боцмана. На фоне звучала запись стихотворения в исполнении Сергея Мигицко. 

— К 70-летнему юбилею Сергея Григорьевича в 2023 году мы готовили сюрприз, — рассказывает руководитель «У театра» и дочь Сергея Мигицко Екатерина. — Мы давали спектакль на Малой сцене театра имени Ленсовета, Сергей Мигицко был в зале. После поклонов ребята вышли и под его голос прочитали «Балладу о маленьком буксире». Получилось трогательное поздравление, которое осталось в репертуаре.

«Ликбез» и «экскурсия» по миру глухих

— Для неслышащих людей стихотворная форма не является естественной, она для них чужая, — констатирует Екатерина Мигицко.

Екатерина Мигицко. Фото: Мария Румянцева

Одна из целей вечера поэзии, в организации которого помогает Петербургское общество глухих, — привить любовь к чтению у неслышащих и слабослышащих детей и подростков.

— Если в любом тексте — и прозаическом, и поэтическом — встречается даже пара незнакомых слов, он не будет понят неслышащим человеком, — рассказывает переводчик жестового языка Елена Голубева.

Также она является преподавателем Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха в Павловске. На мероприятии помогает с переводом. 

— Нет нити, которая бы связала смыслы воедино и сделала бы текст доступным. Потому мы, педагоги, прежде всего восстанавливаем логическую цепочку, объясняем значение каждого слова, — добавляет Елена Голубева.

Особое внимание уделяется переносным значениям и расстановке ударений. Ведь некоторые зримые факторы — такие, как окончания слов — могут ввести неслышащего человека, который не знает, на какой слог нужно ставить ударение, в заблуждение.

Коллектив «У театра» с руководителем Екатериной Мигицко. Фото: Андрей Богатырёв

Людям с нарушениями слуха чтение даётся непросто. Поэзии — особенно. «Как показывает практика, неслышащие люди в самостоятельном чтении к стихам не обращаются. Они трудны образностью, ритмом, метафоричностью языка», — пишет руководитель студии малых театральных форм «Балаганчик» для людей с проблемами слуха Дома народного творчества и досуга Мария Васильева.

Но это вовсе не означает, что неслышащие люди не любят поэзию. Они видят «зримые голоса», как обозначает их американский невролог Оливер Сакс в одноимённой книге. Язык для людей с нарушениями слуха — визуален и «говорит с ними зрительно». Потому-то часто они «могут помнить наизусть всего Шекспира». 

Более того, порой неслышащие люди сами становятся поэтами. 

— Сначала неслышащий человек рифмует слова, потом переводит текст на жесты. Неслышащие поэты — грамотные люди, и у них достаточно богатый словарный запас, чтобы сочинять стихи, — рассказывает о процессе Мария Васильева.

Кроме того, зачастую это люди с приобретённой, а не врождённой глухотой. Известным стал советский и российский глухой поэт Иван Исаев, потерявший слух в детстве. Он окончил Литературный институт, работал в «Огоньке», а его стихотворение «Сила рук» о том, что «мысль не меряют децибелами», стало неофициальным гимном всех неслышащих людей.

— Слово первично. Если глухой имеет остаточную речь, он чувствует ритм. Стихи рифмуются, а жесты подбираются к смыслам и словам, — подтверждает представитель Петербургского общества глухих Мария Фёдорова. 

Более редкий случай — поэты, пишущие непосредственно на жестовом языке. Историю одного из них приводит в упомянутой книге Оливер Сакс: «Клейтон Валли, глухой поэт, сочиняющий на языке жестов, когда к нему приходит стих, чувствует, как его тело производит мелкие жесты». 

Актёры «У театра». Фото: «У театр»

***

Завершало поэтический вечер стихотворение Генриха Сапгира, давшее название всему мероприятию — «Бывают разные слова». «У театр» готовит детский спектакль по его произведениям. Даты премьеры ещё нет, но о других ближайших постановках коллектива уже известно. 10 декабря актёры покажут «Лучшее время моей жизни» — спектакль о восприятии музыки неслышащими людьми с акробатическими номерами и широким диапазоном песен — от шаляпинской «Вдоль по Питерской» до поп-хитов США. А 14 декабря «У театр» представит успевший стать знаковым спектакль «Как это сказать» — по выражению участников, «изящный "ликбез"» или «обзорная экскурсия по миру глухих».