Прогуливаясь по дорожкам парка Софиевка на окраине Всеволожска, можно столкнуться с лошадью или наткнуться на небольшое стадо коз с пастухом. Активисты, добившиеся признания Софиевки объектом культурного наследия, теперь требуют от местных жителей соответствующего отношения к парку, а от чиновников — найти управу на владельцев скота.
Встречи на дорожках
Парку Софиевка уже больше 150 лет. Он был разбит в XIX веке вокруг дворянской усадьбы, купленной в конце 1870-х подданным короля Пруссии, купцом первой гильдии Фердинандом Эбергардтом. Основная планировка парка с аллеями из лиственниц, плотиной на реке Лубья, созданной для формирования водного каркаса садово-паркового ансамбля, уже существовали. Сохранились воспоминания, что в последней четверти XIX — начале XX века Софиевка была ухоженной и цветущей территорией.
Сегодня парк напоминает, скорее, лес с соснами-великанами, лесными опушками, заросшими берегами обмелевшего пруда, узкими дорожками на месте распланированной когда-то системы аллей… О самой усадьбе Эбергардта напоминают лишь остатки фундамента.
Около десяти лет назад, увидев, как к парку начала подбираться частная коттеджная застройка, местные активисты добились присвоения ему статуса объекта культурного наследия. Затем защитники Софиевки боролись против контейнерной площадки для мусора, устроенной городскими властями на границе парка со стороны улицы Дружбы. Мусоровозы уничтожали растительность вокруг баков, а рядом уже начала разрастаться несанкционированная свалка. На сторону активистов встал комитет по культуре и через суд добился переноса площадки.
С недавних пор у защитников парка новая проблема: территорию облюбовали под выпас коз и лошадей жители соседних участков.
— Лошади порой выходят на дорожки, перегораживают проход, — рассказывает Наталья Надлер, проживающая по улице Дружбы. — Как в таком случае поступать пешеходам? Что делать матери с коляской? Это небезопасно для людей.
Козы ощипывают в парке траву и кусты и тоже тревожат непривычных к такому соседству горожан.
Жители вновь засели за обращения в инстанции.
Предписания и предупреждения
После обращений активистов Россельхознадзор летом нынешнего года объявил владелице лошадей порицание — выписал «предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований».
Нарушение усмотрело и управление ветеринарии Ленобласти: специалисты станции по борьбе с болезнями животных Всеволожского района, выехав на место, зафиксировали факт выгула на не огороженной территории и по телефону предупредили владелицу лошадей, что она нарушает требования правил содержания животных.
А вот в комитете по сохранению культурного наследия Ленобласти проблемы пока не видят. После запроса MR7 заместитель председателя Леся Колесникова сообщила, что комитет также проводил проверку с выездом. На месте комитетчики увидели, что «… на территории (парка) произрастают лиственные и хвойные породы деревьев, на открытых участках произрастает разнотравье; дорожно-тропиночная сеть находится в удовлетворительном состоянии; водоём и береговая линия расчищена от мусора. На дату и время проведения осмотра ансамбля факт уничтожения травяного покрова и парковых дорожек лошадьми не зафиксирован…» В подтверждение своих слов комитет прислал 16 фото с видами уголков парка — ни одной козьей или лошадиной головы в кадр не попало.
Альтернативные выпасы
— Живу рядом, где хочу, там и гуляю, — кратко объяснил MR7 владелец коз Сергей.
Хозяйка лошадей Наталья тоже была немногословна.
— Мы с лошадьми гуляем вдоль парка, а в сам парк особо не заходим, — ответила она на вопрос об официальных предупреждениях.
Формально вопрос с выпасом сельскохозяйственных животных владельцы должны решать совместно с органами муниципальной власти. Муниципалы могли бы подобрать владельцам коней и коз участок для пастбища, хозяева — огородить его и платить за аренду. По имеющимся данным несколько лет назад представители администрации Всеволожского муниципального района уже беседовали с Сергеем и предлагали ему «альтернативные варианты выгула». Но, судя по всему, «стороны не договорились».
Похоже, Софиевке не везёт хронически. Даже после внесения парка в список ОКН в 2015 году он еще долгое время оставался «бесхозяйным» — муниципальные власти никак не могли оформить его территорию в качестве муниципальной собственности, что повлекло невозможность финансирования благоустройства. Местным активистам, в том числе Наталье Надлер, пришлось писать не одну жалобу в правительство Ленобласти по решению этой проблемы.