18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
Изменения, рассуждения и разжигание
Об иске прокуратуры стало известно в октябре этого года. Он во многом опирался на заключение сотрудников центра противодействия экстремизму в сфере образования и в молодёжной среде университета имени Герцена — психолога Алексея Богачёва и религиоведа Андрея Кузина. Они сочли, что автор статей призывает к насильственному изменению конституционного строя, рассуждает об отчуждении российских территорий и разжигает ненависть к верующим Русской православной церкви.
Сторона защиты политика представила в суд позицию других специалистов , в том числе, филолога Светланы Друговейко-Должанской. Они раскритиковали заключение коллег и по форме, и по сути. Кроме того, у адвокатов Вишневского вызвала сомнение квалификация Андрея Кузина.
Заседание 20 ноября началось с ходатайства прокуратуры о приобщении документов, подтверждающих квалификацию Кузина как судебно-лингвистического эксперта и положение центра университета Герцена, подтверждающее, что центр имеет право проводить экспертизы. Адвокат Бориса Вишневского* Андрей Чертков, в свою очередь, отметил: документы подтверждают мнение защиты, что на момент проведения экспертизы у Андрея Кузина не было соответствующего образования, позволяющего ему делать судебные экспертизы (заключение на досудебном этапе было выполнено по форме экспертизы).
Также защита просила приобщить к материалам дела письменные объяснения Бориса Вишневского* и частично их огласила. Там в частности отмечено, что в книге не говорится ни о насильственном изменении основ конституционного строя, ни о ликвидации нынешней государственной власти России, ни об изменении действующей территориальной целостности страны, тем более насильственной. По мнению автора, это является абсолютным домыслом экспертов.
Эти ходатайства были удовлетворены. Также к материалам дела судья приобщила благодарности, которые бывший депутат получал от губернатора Петербурга Александра Беглова и спикера Заксобрания Александра Бельского.
Донос через 10 дней
Заседание 20 ноября началось с ходатайства прокуратуры о приобщении документов, подтверждающих квалификацию Андрея Кузина как судебно-лингвистического эксперта, и положения центра университета Герцена, подтверждающего, что центр имеет право проводить экспертизы.
Также сегодня адвокат Бориса Вишневского* сообщил, что заявление в прокуратуру, после которого началась проверка, написала организация «Зов народа» — это произошло через десять дней после публикации статьи политика о доносах, в которой упоминалась эта организация.
— Мы полагаем, что это чётко свидетельствует о том, что данное обращение не было продиктовано заботой о народе, это банальная месть, — считает Андрей Чертков.
— Мы можем только предполагать, так это или не так. К рассмотрению данного иска это отношения не имеет, — возразили прокуроры.
Статью Вишневского* к делу приобщили.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Поддержать Бориса Вишневского в суд пришла блокадница Людмила Васильева, неоднократно выходившая ранее на пацифистские пикеты. В 2024 году она пыталась баллотироваться в губернаторы Петербурга, но не смогла набрать нужное количество голосов. В мае 2025 года Людмилу Васильеву оштрафовали по статье о «дискредитации армии» после пикета 24 февраля на Невском проспекте.
Эксперты или не эксперты?
В прениях сторон прокуратура свои требования поддержала и отдельно выступила по поводу заключения, лежащего в основе иска. Прокурор напомнила, что на заседании 13 ноября в суде разгорелась дискуссия между сторонами защиты и обвинения: считать ли заключение экспертизой. Но, по словам представителей обвинения, это неважно.
— Документ имеет статус доказательства и был получен прокуратурой в рамках проверки, — сказала прокурор.
Также она подчеркнула, что во время допроса филолог Светлана Друговейко-Должанская раскритиковала заключение Андрея Кузина и Алексея Богачёва и используемые ими методы исследования, но не сказала, что при использовании других методов выводы исследования могли бы быть другими.
Андрей Чертков напомнил, что стороне защиты отказали в назначении судебной психолого-лингвистической экспертизы, а к заключению, представленному прокуратурой, у защиты, по словам адвоката, немало вопросов без ответов.
— Экспертиза практически никакая, да и экспертизы-то как таковой не было, было суждение специалистов, и наши оппоненты это признают, — прокомментировал в прениях Андрей Чертков. — Но суждение специалистов не может быть основанием для такой меры, как запрет книги, написанной уважаемым человеком.
Адвокат напомнил также, что в заключении специалисты говорили о якобы усматриваемом призыве автора к смене формы правления, а их сейчас существует только две: республиканская и монархическая.
Последствия
На принятие решения у судьи Светланы Куприк ушло примерно 15 минут. Выйдя из совещательной комнаты, она огласила: иск прокуратуры удовлетворить, книгу признать экстремистской и запрещённой к распространению на территории РФ.
Решение суда подлежит немедленному исполнению, копия направляется в Минюст.
После вступления решения суда в силу материал должен быть внесён в федеральный список экстремистских материалов, формированием и ведением которого занимается Министерство юстиции России.
Распространение, производство и хранение в целях распространения материалов, включённых в список экстремистских, запрещено на территории РФ. Согласно статье 20.29 КоАП РФ, за такие действия предусмотрены штраф или административный арест на 15 суток, возможны и обвинения по различным уголовным статьям.
*признан Минюстом РФ иностранным агентом