Истории

«Ветер в ивах» дует к дому: как театр помогает вернуться к жизни без зависимости

Фото: Павел Борисенко / MR7

Осень — пора театральных премьер. Студия «Мы» тоже представила новый спектакль — «Ветер в ивах» по сказке Кеннета Грэма. Студия — проект благотворительной организации «Ночлежка». Актёры — подопечные программы «Дома на полдороги» для людей с алкогольной зависимостью. Постановка — добрая история о дружбе, доме и поисках себя. Рассказываем о проекте, спектакле и его участниках.

Фото: Павел Борисенко / MR7

Главное — не торопиться

Одну из главный ролей — Мистера Крота — в спектакле играет 50-летний Алексей Науменко. Однажды Крот вылезает из своей норки и… С этого начинается всё действие. 

Первое, что хочется спросить у Алексея, как у пришедшего на ёлку Деда Мороза, — настоящая ли борода. Настоящая! «Можете подёргать, проверить», — смеётся актёр. 

Как ни странно, она идеально вписывается в образ крота. 

— Я родился в Советском Союзе, в городе Улан-Удэ, Бурятская АССР. А так как родители были геодезисты, мы много ездили по стране. Потом обосновались в Тихвине, — начинает рассказ о себе Алексей. 

Он тоже работал геодезистом, «чуть-чуть строил Олимпиаду» в Сочи, был на объектах Дальнего Востока, Севера России — помогал прокладывать дороги, газопроводы, железную дорогу, проводить изыскания на местах. 

Алексей Науменко в роли Крота. Фото: Павел Борисенко / MR7

— В «Дом на полдороги» я попал два года, четыре месяца, 12 дней назад, — сообщает Алексей. 

— Вот так, с точностью до дня знаете? 

— Я же был зависимый… Я считаю свои чистые дни.

Алексей объясняет, что попал в программу реабилитации после очередного «срыва». Сначала оказался в городской наркологической больнице (ГНБ), а оттуда его направили в «Дом…». Там он пробыл два месяца.

— Как мне говорят, я не хотел идти в театр, но меня уговорили, я решил попробовать. Сначала было страшно, конечно, выходить, а сейчас нет. В «Блокадных дневниках» у меня была небольшая роль, я читал пару стихотворений. Помню, что в первые разы старался побыстрее всё сказать и уйти со сцены, но режиссёр научила проживать стихотворения. 

— А прежде вы когда-то играли на сцене? 

— В школе участвовал в сценке. Но меня тогда засмеяли. Мне по роли там нужно было встать на колени — а как это — пионер и на коленях. Вся школа ржала. Мы тогда на конкурсе победили, но я решил, что больше никогда играть не буду. Правда, потом я снимался в «Улицах разбитых фонарей» — в восьмом и девятом сезонах. Товарищ позвал подработать в массовку. Мы играли омоновцев в шлемах. Меня там и не видно, — рассказывает Алексей.

Зато отлично видно на сцене в «Ветре в ивах». И посмотреть спектакль пришли, как говорит актёр, его друзья из прошлой жизни — из той, что была ещё до употребления — бывшая одноклассница, друг, с которым он не виделся 18 лет и случайно встретился в метро только недавно.

Мистер Крысси, рассказчица и Крот. Фото: Павел Борисенко / MR7

— Этот спектакль очень перекликается с моей жизнью. Я всегда куда-то торопился, работа была связана с разъездами по всей стране. Всё бы мне куда-то бежать, ехать. А сейчас я понимаю, что мне никуда не надо. У меня всё вот здесь, родные, театр, работа. В мою жизнь после «Дома на полдороги» возвращаются те, кого давно не было. Я с семьёй восстановил отношения. И меня все поддерживают, нет отторжения. То есть высшая сила даёт мне всё это, а значит, всё хорошо. 

И знаете, что главное? Не торопиться. Я раньше всё старался не опоздать, успеть. А сейчас я хожу не спеша, не люблю бежать. Очередь в метро? Я просто подожду следующий поезд.

С июля Алексей в штате ГНБ, он стал равным консультантом (человеком, который может дать совет с учётом своего личного опыта), специалистом по социальной работе — помогает пациентам справляться с зависимостью. 

Путь к трезвости через сцену

«Дом на полдороги» — реабилитационная программа по избавлению от алкогольной зависимости. Это один из проектов благотворительной организации «Ночлежка», помогающей бездомным людям. Программа существовала с 2000 года, изначально под неё выделялась одна из комнат в приюте «Ночлежки» на Боровой, 112Б. В 2019 году проект был перезапущен в обновлённом формате. Сейчас он реализуется в отдельной квартире в Красногвардейском районе, в которой одновременно могут жить 14 мужчин. С ними работают специалисты, помогающие избавиться от зависимости. В «Доме…» можно оставаться до полугода.

В 2022 году для участников программы реабилитации открыли театральную студию «Мы». «Терапия искусством» — один из методов выхода из зависимости. Студией руководят Вячеслав и Ирина Минины. Вячеслав — директор, Ирина — главный режиссёр. В постановках, кроме постояльцев «Дома…», заняты волонтёры «Ночлежки», а также те, кому такая практика помогает справляться с зависимостями.

— Когда подопечный программы «Дома…» начинает второй этап программы реабилитации, он по желанию может посетить репетиции студии «Мы». Многие целенаправленно приходят в театр и остаются, другие приходят попробовать, — объясняет Ирина Минина.

В репертуаре студии уже три спектакля. Первой была постановка «Жизнь не моя». Как описывали авторы постановки, это «спектакль про писателя, который искал себя. Яркая, динамичная история про талантливого человека и его жизненный путь». В канву повествования тогда включили стихи известных поэтов вместе со стихами, которые сочинили сами актёры. Второй постановкой стали «Блокадные дневники». Премьера состоялась в начале этого года. В основе сюжета — реальный дневник блокадного врача Фаины Прусовой. И вновь со сцены звучали стихи, уже на тему войны и блокады. 

Труппа студии «Мы». Фото: Павел Борисенко / MR7

— В театре я как руководитель провожу тренинги актёрского мастерства, пластики, сцендвижения и сценречи. Иногда это делают сами актёры, — рассказывает Ирина. — Огромную роль играет процесс репетиций, но также важно, чтобы актёры выходили на сцену. Потому что театр предполагает конечную цель — встречу со зрителями. Это очень вдохновляет и наполняет актеров, даёт им силы на новые постановки. Кроме того, на выступлениях идёт сверка с собственным восприятием себя: насколько я подрос в актёрском мастерстве (об этом всегда говорит отклик зала), как я взаимодействую со зрителем, с партнёрами, насколько я ответственный… 

Актёры, занятые в спектаклях, периодически меняются. Постояльцы «Дома на полдороги» приходят и уходят, многие возвращаются к нормальной жизни, находят работу, восстанавливают связь с семьёй, начинают решать скопившиеся проблемы с документами, и им уже не хватает времени на театр. 

Людмила в роли лошади. Фото: Павел Борисенко / MR7

Зависимость и творчество

— Я лошадь, — коротко и по сути описывает свою роль в спектакле «Ветер в ивах» Людмила. 

— Та прекрасная лошадка, на которой Мистер Жабб и его друзья начинают путешествие? 

— Да-да, это я. 

Людмила — психолог по образованию. Она волонтёр в «Ночлежке» — консультант по зависимостям. Но с Ириной Мининой знакома и по «театральной тусовке». Людмила и сама хотела стать актрисой, даже пробовалась в театр «Суббота», но не прошла. И когда Ирина рассказала, что будет ставить спектакли с подопечными «Дома на полдороги» — всё сошлось. Тем более, что «Дом…» сейчас рассчитан на мужчин, а женские роли в спектаклях тоже надо кому-то играть — так в команде появились волонтёры организации. Сейчас в «Ночлежке» хотят запустить и женское отделение в реабилитационной программе — возможно, тогда в труппе появятся и девушки-актрисы из числа подопечных. Но пока женские партии — за «приглашёнными звёздами». 

Фото: Павел Борисенко / MR7

— В «Ветре в ивах» мы заняты и в нескольких танцевальных выходах, — добавляет актриса. — А лошадь я не хотела играть сначала, она с таким трудом нам далась. Было много концепций этой лошади. Её характер менялся раза четыре. Она была то застенчивой — библиотекарского склада, то страстной, строптивой, то вообще никакой. И танец её мы переделывали. 

По словам Людмилы, сказка Грэма поначалу не слишком её впечатлила: «Но нам же нужна драма, и чтобы вены на лбу…» Но по мере подготовки спектакля в сюжете появлялись всё новые детали, открывалась его глубина. 

— И я видела, как актёры погружаются в свои роли. 

— Это им помогает? 

— Любой спектакль, я думаю, помогает, даёт толчок для их творческих способностей. 

Зависимые люди очень творческие — очень-очень способные, талантливые. По моим наблюдениям, они от природы более чувствительные. Потому искусство для них — лучшая терапия. 

Крот, Жабб и Аластер

«Ветер в ивах» стал третьей постановкой студии «Мы». Это спектакль по одноимённой сказочной повести шотландца писателя Кеннета Грэма, вышедшей в 1908 году. Приключения водяного крыса, крота, жаба и других обитателей леса у реки стали самым известным произведением писателя. Один из героев — мистер Жабб — отчасти вобрал в себя черты сына Кеннета Аластера, для которого и сочинялись эти истории. Мальчик был экзальтированным и болезненным. Отец очень любил его и тяжело переживал, когда узнал о смерти сына — Грэму сообщили, что Аластер (ему было 19 лет) погиб на железной дороге. Образ Аластера появляется и в спектакле студии «Мы». Мальчик становится ещё одним героем истории — параллельного повествования. Его сыграла юная актриса Камила. 

Камила в роли Аластера. Фото: Павел Борисенко / MR7

Я тоже… употребляла

Камиле 20 лет. В театральной студии она уже три года. Она не «с улицы», не волонтёр. Но ей была нужна помощь. Три года назад в студию её пригласил сын одной из участниц постановок.

— Я тоже… употребляла. Был и алкоголь, и что-то сильнее… Просто иначе мы не умеем справляться с нашими эмоциями, не хотим, не умеем их переживать, — обобщённо говорит девушка.

Она рассказывает, что, когда ей было 11 лет, скоропостижно умер её папа — очень дорогой, очень любимый человек.

— Незадолго до этого мы с ним поссорились. Это усугубляло мои эмоции. Я винила себя. И я не знала, как это пережить. Просто до этого у нас была семья как из голливудских сериалов, и вдруг всё рухнуло. Плюс подростковый период… А потом созависимые отношения… Короче, просто крышу снесло.

— А театр помог?

— Да! Здесь я могу выплакаться, проявить свою артистичность, чтобы не в жизни строить из себя драма-квин, которая портит со всеми отношениями. Говорят, что я стала более открытая. Прежде была зажатая, но, конечно, с таким-то образом жизни могло пропасть всякое доверие к людям.

Камила успела поучиться в колледже на технолога-парикмахера. Сейчас рисует, занимается музыкой, ведёт видеоблог. И признаётся, что прежде всегда хотела попробовать себя в роли актрисы.

— Но это были детские мечты, и потом вот возможность появилась. Я такая: «Ну да, почему бы и нет».

Фото: Павел Борисенко / MR7

— А вам важнее процесс — репетиции, подготовка, или выход на сцену?

— Одно без другого не может существовать. В этом есть своя прелесть. Когда я выхожу на сцену, на меня там смотрят, потом аплодируют — это прикольно. И репетиции тоже нравятся. Без них не было бы результата.

На репетиции Камила приходит, как и все, два раза в неделю. В ближайшее время, возможно, добавится третье занятие — по хореографии. 

Режиссёр Ирина Минина. Фото: Павел Борисенко / MR7

«Обжигающая, животрепещущая и вечная» тема дома

Одной из красных нитей последней постановки студии — спектакля «Ветер в ивах» — оказывается тема дома. Она не придумана, не добавлена извне (труппа придерживалась оригинального повествования) но акцентирована так, что зритель не может её не заметить. 

— Когда театру было два года, я решила поставить сказку, — рассказывает о появлении спектакля режиссёр Ирина Минина. — Во-первых, сказка — это замечательный материал, на котором актёры могут обучаться мастерству, во-вторых, позади у нас была уже одна драма и одна трагедия, театру требовалось что-нибудь лёгкое и весёлое. 

Произведение Кеннета Грэма как вариант для постановки предложила актриса студии Ксения.

Страницы книги «Ветер в ивах» в переводе и с рисунками Владимира Резника. 1992 год. Фото: MR7

— Когда я прочитала «Ветер в ивах», я была в восторге от языка, каким написана сказа. Сразу ссылаюсь на перевод Владимира Резника. В других переводах она мне показалась не такой волшебной. Я сразу определила темы, которые поднимает эта сказка, увидела некоторые этюды и как их можно поставить, — добавляет Ирина.

Дальше был сложный этап распределения ролей. Про одних персонажей режиссёр сразу знала, кто их сыграет, с другими было труднее — попросту не хватало актёров. 

— Например, у нас сначала не было Выдра и Барсука, а это немаловажные герои, без которых повествование не сложилось бы. А актёр, который изначально играл Жабба, в один прекрасный день пришёл на репетицию и сказал, что не может ни посвящать столько времени театру, ни учить такие длинные тексты, потому что занят на основной работе, — вспоминает Ирина. 

Мистер Жабб. Фото: Павел Борисенко / MR7

Экс-Жабб остался в проекте звукорежиссёром на выступлениях. Но труппе пришлось ненадолго отложить постановку, пока, по воле случая, в «Дом на полдороги» не заселился новый постоялец, который имел опыт в постановках… И в котором Ирина, по её словам, сразу угадала актёра, который смог бы сыграть Жабба. 

— Да, тема дома в нашей сказке обжигающая, животрепещущая и вечная. И здесь мы даём возможность зрителю поразмышлять, рассмотреть с разных сторон как потерю дома физически, так и потерю его внутри. И так же его вечные поиски. Каждый здесь найдёт метафоры и аллегории, исходя из своего жизненного опыта. Актёрам очень важна эта тема, потому что они сами много раз в жизни сталкивались с потерями, несчастьями и болью.

Тем временем

Ближайший показ спектакля «Ветер в ивах» состоится 16 ноября в ДК «Рыбацкий» (Рыбацкий проспект, 2)