Двух инспекторов ППС и сотрудницу магазина «Тюльпан» допросили по делу экс-полицейского Руслана Сентемова в Дзержинском районном суде 29 октября. Бывшему замначальника полиции по Центральному району вменяют превышение должностных полномочий (часть 3 статьи 286 УК РФ — до 10 лет лишения свободы) после избиения предпринимателя в центре Петербурга.
СПРАВКА
Руслан Сентемов стал известен в городе в 2017-2019 годах, когда руководил задержаниями на акциях протеста. При этом часто он был в штатском и вёл себя подчёркнуто вежливо. Во время одного из задержаний он попросил активиста называть себя «господином полицейским».
Из показаний в суде известно, что Сентемов родился в 1989 году, женат, имеет двоих несовершеннолетних детей, проживает с семьёй в Центральном районе Петербурга.
Сентемова задержали 26 октября прошлого года. По версии следствия, 28 сентября 2024 года он «без каких-либо оснований, по причине личной неприязни» несколько раз ударил владельца магазина «Тюльпан» на Миллионной, 8, Вардана Арутюняна головой и руками. Драка происходила на улице рядом с торговой точкой. У бизнесмена диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, а также ушибы.
Сам «господин полицейский» вину признал и раскаялся в содеянном. Изначально Сентемову избрали меру пресечения в виде содержания в СИЗО. Однако 16 декабря 2024-го в горсуде рассмотрели жалобу и назначали ему запрет определённых действий вместо заключения под стражу.
Ничего не видел, ничего не помню
Первым в заседании выступил 25-летний полицейский Холандырев. Он рассказал, что в ночь с 27 на 28 сентября вместе с коллегой Евгением Мясниковым заметил на улице граждан, которые выражались грубой нецензурной бранью. На замечания они не реагировали — тогда было принято решение задержать двоих «нарушителей». Одним из них, как выяснилось позже, оказался Арутюнян.
Холандырев рассказал, что видел Сентемова рядом с местом происшествия. Он не был в служебной форме и участия в задержании, по словам сотрудника ППС, не принимал.
На вопрос о том, что Сентемов делал ночью на Миллионной, Холандырёв ответил: «Находился, разговаривал с кем-то возможно — не помню».
В момент избиения Арутюняна свидетель, по его же словам, был в магазине — устанавливал обстановку, и ничего происходящего на улице не видел. В отделе полиции травм у задержанного Арутюняна Холандырёв не припомнил.
К словам сотрудника ППС возникли вопросы у адвоката потерпевшего. Судья зачитала показания Холандырёва, которые он давал следователю в феврале 2025 года. Тогда полицейский рассказывал, что у Арутюняна при задержании якобы был нож — именно он стал причиной того, что бизнесмена заковали в наручники. Кроме того, в документе было указано, что Холандырёв прибыл к магазину «Тюльпан» вместе с Мясниковым на сообщение о несанкционированной продаже алкоголя.
Об избиении Арутюняна Сентемовым полицейский, согласно показаниям, узнал позже. Видеофрагмент случившегося Холандырёв увидел в сети.
«Так получилось»
Следующим в зал заседаний Дзержинского райсуда вызвали коллегу Холандырева, 22-летнего сотрудника ППС Евгения Мясникова.
Молодой человек рассказал, что в сентябре 2024-го прибыл с напарником к магазину «Тюльпан» на сообщение «оказать помощь». Помимо него и Холандырева на месте находился ещё один полицейский. Сентемова на улице Мясников, по его же словам, не видел. Сказать, когда «господин полицейский» появился на Миллионной и что он там делал, свидетель тоже не смог.
После задержания Арутюняна, по словам Мясникова, он посадил «нарушителя» в автомобиль и затем находился рядом. Как Арутюнян вышел из машины, сотрудник ППС, однако, вспомнить не смог.
— Задержанный находился в автомобиле. Потом вышел. Подсудимый ударил. Сколько было ударов, не помню. Всё было в один момент, среагировать не успел, — пояснил Мясников в суде.
Адвокат Арутюняна также заметил серьёзные различия между словами второго свидетеля и его февральскими показаниями — судья зачитала их.
Тогда Мясников рассказывал свидетелю, что посадил Арутюняна в автомобиль и следил за ним. Однако в какой-то момент Сентемов открыл дверь, схватил задержанного и начал общаться с ним уже на улице на повышенных тонах. Затем Сентемов якобы взял Арутюняна за шиворот и ударил головой в область носа, а также нанёс другие удары.
На вопрос о том, почему Мясников позволил Сентемову открыть дверь служебного автомобиля, сотрудник ППС ответил: «Так получилось».
«Представился как покупатель, купил сухарики и салями»
Последней сегодня суд вызвал в зал работницу магазина на Миллионной Банкузову. Женщина рассказала, что 28 сентября 2024-го работала в вечернюю смену — с 16:00 до полуночи.
По её словам, ночью в бакалейном отделе она увидела двух мужчин. Одним из них, как Банкузова узнала позже, был Сентемов. Он же купил у неё сухарики и салями, а потом ещё вернулись за колой. По словам Банкузовой, алкоголь в запрещённое время она мужчинам не продавала.
Сотрудница продуктового также рассказала, что некоторое время спустя в магазин зашли сотрудники полиции. Ещё один молодой человек в чёрном пальто якобы скрутил женщине руки, объяснять ей никто ничего не стал.
Затем она услышала на улице крики, а после в магазин с заломанными руками завели Арутюняна. На его лице она также заметила кровь, хотя до этого никаких повреждений у него не было.
В отдел полиции Банкузову не доставляли. Вместо этого, по словам женщины, её заставили подписать бумагу, в которой значилось, что она якобы продавала алкоголь в запрещённое время. «Иначе поеду в отдел», — рассказала Банкузова об угрозах.
Сегодня в суд должны были прийти ещё как минимум два свидетеля. Из-за их неявки заседание отложили на утро 3 декабря.