Комментарий

Как научить детей уважать и ценить пожилых людей

MR7, редакция

Фото: Олег Золото / MR7

1 октября отмечается Международный день пожилого человека — повод вспомнить не только о своих бабушках и дедушках, но и о других людях в возрасте. О том, что такое «старость», когда люди становятся «пожилыми» и как к ним относиться — об этом член ассоциации педагогов Ленинградской области Регина Притула спросила у школьников.

— В преддверии Международного Дня пожилых людей, отмечающегося по 1 октября, я предложила ученикам с 3 по 8 классы порассуждать о том, кто такие пожилые люди, чем им помочь и можем ли мы сделать их жизнь счастливее.

Интересный факт: само понятие «пожилой человек» варьируется в разных странах мира. Так в Европе пожилыми считаются люди от 60 лет и старше, в США — от 55 лет, а в странах Африки — от 50. 

Школьники на вопрос о пожилом возрасте в среднем говорят о 60 годах, но в каждом классе всегда есть те, кто скажет, что пожилыми можно считать людей от 40 и старше. 

Регина Притула. Фото: предоставлено автором

Сегодняшние школьники сильно отличаются от тех, кто учился в 1990-х (им уже как раз около 40 и больше), и тем более от тех, кто успел побывать октябрёнком и пионером (многие из них сейчас выходят на пенсию). То, что было для (октябрят) нас базовыми навыками и знаниями, сегодня ушло в небытие. 

Попытки прочесть со школьниками повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» может закончится провалом — ребята не понимают половину слов в произведении. И несмотря на то, что добровольчество в современной России развивается стремительно, тимуровская история не будет им близка.

Готовясь к разговору про «пожилой возраст» со школьниками, я пообщалась с Сергеем Валюгиным — автором научно-популярного проекта «Уроки литературы с Сергеем Валюгиным», лауреатом конкурса «Учитель года России 2023», преподавателем кафедры мировой литературы Института русского языка им А. С. Пушкина. 

«Ушла эпоха, а вместе с ней ушли и те популярные произведения, которые были актуальны именно в те годы. И говорить с подростками сегодня о важном нужно, опираясь на произведения современности, — считает Сергей Викторович, — В литературе XIX века тема пожилых людей вообще никак не фиксировалась по той причине, что пожилых людей как таковых не было. Пожилой человек — явление, которое появляется только в XX веке. 

Сергей Валюгин. Фото: предоставлено героем

Если посмотреть поколение Пушкина и его друзей-лицеистов, они к 60 годам все были уже мертвы. Кроме Горчакова (он был министром иностранных дел, принадлежал к одному из богатейших родов того времени и достаточно хорошо жил) и ещё нескольких человек. Даже в высшем сословии до 60 лет доживал один из 20. Именно поэтому всегда возникает вопрос: "Сколько лет князю Василию в "Войне и Мире" Льва Толстого?"».

Вот и я спросила — предложила ребятам порассуждать, сколько лет было «старику и старухе», которые прожили вместе «тридцать лет и три года». 

Путём несложных подсчётов и, опираясь на знание истории, что в те годы замуж выходили с 14-16 лет, школьники с удивлением обнаружили, что «старухе» нет ещё и 50 лет и по современным меркам она ещё активная и молодая женщина.

Интересно было предложить учащимся порассуждать и о том, что привело к тому, что в XX веке появляется новый класс населения: люди старше 60 лет. Медицина, достаточное количество разнообразного питания, рост технического прогресса — эти факторы школьники называют самостоятельно. 

К сожалению, фактор заботы и внимания со стороны родных и знакомых упускается из виду. Подсветить эту сторону жизни и есть наша задача, как родителей и педагогов. 

«С пожилыми людьми в литературе XIX века сложно, — объясняет Сергей Валюгин. — Но, если мы говорим с детьми о важном, то нам нужны примеры не из литературы классической, нам нужны примеры из литературы беллетристической».

Сергей Викторович предлагает прочитать со школьниками рассказ шведского писателя Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна» (он был написан в 1994 году) о дружбе стариков и детей. 

С ребятами от 8 класса и старше можно читать его полностью, с теми, кто младше, мы прочли его до середины. В рассказе ярко описывается важность общения, как для старшего, так и для младшего поколения. 

Давайте не будем ждать идеального момента, чтобы начать говорить с детьми об уважении и внимании к старшим. Привлеките внимание своих детей к пожилым людям вокруг вас — бабушкам и дедушкам, соседям и знакомым. Каждый разговор, каждое внимание могут стать началом новых отношений, живых историй и, что самое важное, — проявлением любви и заботы. Обогащая своих детей через общение с пожилыми, мы формируем сознательных членов общества, воспитываем высокие морально-нравственные ценности и эмпатию.