Репортажи

Фольклорист-антрополог, анестезиолог, художница: каких свидетелей допрашивали 27 августа в Горсуде по делу «Весны»* 

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В Горсуде Петербурга 27 августа состоялось одно из самых длинных заседаний по делу фигурантов молодёжно-патриотического движения «Весна»* — оно длилось более шести часов. За сегодня успели допросить десять свидетелей. Все они утверждали, что никто из них не был знаком с обвиняемыми. А некоторые узнали о движении «Весна»* впервые, когда следователь их вызвал на допрос. 

Справка

Шестерых фигурантов дела «Весны»* обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в его деятельности, реабилитации нацизма, распространении фейков об армии, вовлечении в организацию массовых беспорядков, призыве к деятельности, которая сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Молодые люди — Анна Архипова**, Ян Ксенжепольский**, Василий Неустроев**, Павел Синельников**, Евгений Затеев** и Валентин Хорошенин** — были задержаны 6 июня 2023-го в разных городах России, а затем отправлены в Москву для проведения следственных действий. С тех пор они остаются в СИЗО.

Судебное следствие длится уже больше года.

«Агрессия и Аня** — не связанные вещи»

Заседание началось с установления видеосвязи с Новосибирским областным судом, откуда давала показания Анастасия Колясникова — знакомая Анны Архиповой**. Девушка живёт в Бердске (пригороде Новосибирска), работает научным сотрудником в Институте археологии и этнографии. С Анной** она познакомилась в ноябре 2022-го, полгода — до ареста Архиповой — они снимали квартиру. Колясникова расказала, что Анна** заочно училась в университете, копила на путешествие и занималась маркетингом — продвигала сайты и готовила рекламные видеоролики. Политические темы девушки, по словам свидетеля, не поднимали, о «Весне»* не заговаривали. Только однажды, когда Колясникова поделилась, что её знакомый погиб на СВО, Архипова**, как вспоминает соседка, ей посочувствовала. 

— Одна из самых добрых людей, которых я знаю. Вежливая, опрятная, отзывчивая, любит животных. Агрессия и Аня** — это для меня не связанные вещи, — говорила суду Анастасия. 

Португалия и чат GPT

Предполагалось, что по видеосвязи также даст показания ещё одна свидетельница. Однако, как сообщила судья Ирина Фурманова, от неё по электронной почте в суд поступили сведения «интересного содержания» — вид на жительство в Португалии. Вместе с документом было приложено объяснение, что она явиться в суд не может. 

«Перечисленных в повестке граждан не знаю; о причинах, по которым они попали в суд, узнала из чата GPT», — зачитала судья «показания» свидетеля.

Также, по словам Фурмановой, свидетель предлагала установить ВКС с Португалией. В реализации такого варианта судья усомнилась. 

— Только если кто-то туда съездит, — предположила судья. Адвокаты ехать в Португалию ради показаний свидетеля отказались. 

Тем временем

Попасть на сегодняшнее заседание удалось не всем — известную в Петербурге блокадницу Людмилу Васильеву, которую в прошлый раз удалили за аплодисменты (так она поддержала речь адвоката Затеева** Анастасии Пилипенко), в зал не пустили. Судебные приставы напомнили блокаднице, что её удалили на всё время рассмотрения дела. 

— Пристав подошёл ко мне и сказал: «Велено вас больше сюда не пускать», — отметила Людмила Николаевна. Она осталась в коридоре и просила передать подсудимым, что поддерживает их.

У самого зала сегодня дежурил «новый» для родственников и друзей фигурантов судебный пристав. Но тот, который ранее следил за порядком в зале, проходил мимо.

— Сегодня не вы у нас? — спросили его слушатели.

— Не я, — подтвердил пристав.

— Обидно, — вздохнули родственники обвиняемых.

— И мне обидно, — ответил солидарный пристав и добавил трогательное: — Я к вам уже привык.

Людмила Васильева. Фото: Динар Идрисов

Не знали, но сочувствовали

После этого перешли к допросу тех свидетелей, которые явились лично. Подсудимых они не знали, но все были задержаны на митингах после начала СВО в феврале-марте 2022 года.

— Все были фрустрированы, подавлены. И я в том числе, — рассказал первый свидетель Баранов о причинах своего выхода на пацифистскую акцию, которую он назвал «мирной». О собрании в центре города, по его словам, он узнал из интернет-издания. Акция закончилась для Игоря задержанием 27 февраля.

Второй свидетель Андрей Македонов — работающий пенсионер, врач-анестезиолог, который был задержан 2 марта 2022 года. 

По его словам, митинг представлял собой разрозненное скопление людей, проявления агрессии не наблюдалось. О молодежном движении «Весна»* мужчина узнал много лет назад и симпатизировал им. 

Ещё одним свидетелем стала научный сотрудник Ирина Козлова — её также задержали 2 апреля 2022 года недалеко от Мариинского дворца до начала протестной акции, хотя она пришла на митинг, по её словам, просто понаблюдать (MR7 освещал это задержание, вместе с Ириной тогда же увели в автозак Всеволода Королёва, позже его осудили по статье «фейки об армии» за публикации в ВК).

— Я фольклорист и социальный антрополог. У меня есть научный интерес наблюдателя: смотрю на поведение людей, — рассказывала Ирина. Про то, что акцию якобы организовала «Весна»*, она также не знала.

К пятому свидетелю — последнему до перерыва — все порядком устали, но Алексей Шестаков поднял всем настроение. Сначала он отвечал чётко: на мероприятии оказался потому, что болезненно воспринял «начавшееся в стране», о движении «Весна»* знал, что оно будто бы связано с партией «Яблоко» и базируется в Петербурге.

Что касается протестов, судья уточнила, как именно свидетель узнал о характере предстоящей акции. 

— Может быть, это была экскурсия? — предположила Фурманова.

Ещё одним свидетелем стал задержанный у Гостиного двора 27 февраля 2022 года инженер Кирилл Грибовский из Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе. Он заявил, что приехал на акцию намеренно, но также не по призыву «Весны»*. 

По ошибке: из кино в автозак 

Среди свидетелей оказались и те, кто уверял, что просто «мимо проходил». 

— Мы со знакомой шли из «Макдональдса» к Гостиному двору через Перинные ряды и были задержаны. У меня даже был чек из кафе, — заверял Андрей Лобанов. 

О существовании движения «Весна»* он узнал уже в полиции.

Арина Кузнецова оказалась в автозаке после выхода из кино, а Ренат Вафин объяснял, что шёл в ресторан с девушкой. 

«Мимопроходившие» (пятеро нынешних свидетелей) в итоге были признан невиновными — их административные дела были прекращены судами.

Ещё один свидетель по фамилии Жданов в суд по повестке не явился.

— Жданов не дождался, простите за невольный каламбур, — сказала адвокат Затеева** Анастасия Пилипенко. 

«Рисовала росгвардейцев в форме. Очень понравились»

Девятой свидетельницей стала Юлия Москвичёва — домохозяйка и художница. К административной ответственности привлекалась 27 февраля 2022 года за участие в митинге. О том, что на Гостином будет собрание, девушка узнала из СМИ. 

— Я рисовала росгвардейцев в форме. Очень понравились. Они стояли вереницей. Мне интересны социальные движения. Затем кого-то задержали, а росгвардейцы стали расходиться — моя натура исчезла, — вспоминала события февраля Юлия. Её задержали уже после «расхождения натуры». О движении «Весна»* она, по её словам, впервые услышала от следователя.

«Всем нужно отдохнуть» 

Несмотря на то, что сегодня в суд, как до этого заявила сторона защиты, должен был прийти «секретный» специалист, адвокаты сочли его вызов «нецелесообразным» — тем более, что было уже 18:30, то есть после формального окончания работы суда.

Однако у защиты осталось ещё порядка 20 свидетелей — для будущих заседаний.

— Все такие же? — поинтересовалась судья.

Адвокаты настаивали на необходимости допроса всех и попросили новую пачку судебных повесток.

Следующее заседание по делу состоится 1 октября. «Всем нужно отдохнуть», — настаивали адвокаты.

* движение внесено в реестр иноагентов, признано экстремистским, его деятельность запрещена в РФ

** внесены в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга РФ