Новости

Как волонтёры спасают витраж с Петроградской стороны, который уже один раз чуть было не спасли

Петербургские волонтёры собрали 230 тысяч рублей на восстановление дореволюционного витража и исторической двери на Большой Пушкарской, 62. Но мы же точно помним, что его обещали отреставрировать и вернуть ещё в 2021-м. Что пошло не так? И почему добровольцам из команды «Гэнгъ» пришлось искать финансирование? MR7 связался с человеком, который «запустил цепочку» возвращения витража.

Большая Пушкарская улица, дом 62. Фото: Валерия Шимаковская / MR7

Большая Пушкарская, 62 — большой доходный дом, построенный на рубеже XIX и XX столетий по проекту архитектора Александра Поликарпова. Убранство в стиле модерн. И витраж над входной группой — тоже с витиеватым «растительным» узором. Хотя догадаться о том, что это витраж, в последние годы было уже сложно. Стёкла оказались основательно замазаны масляной краской. Но хотя бы не уничтожены напрочь.

В 2020-м на витраж обратил внимание молодой человек — обычный прохожий, сфотографировал, отправил снимок знакомой, а та — подруге. Так о витраже узнала Софья Демченко — на тот момент студентка 4 курса кафедры реставрации и экспертизы объектов культуры Института культуры. Она загорелась идеей вернуть витражу былую красоту и взяла его на реставрацию. Работа должна была стать её дипломом.

Софья Демченко, 2021 год. Фото: Галина Артёменко / MR7

В 2021 году девушка рассказывала MR7, как увидела фотографию витража, как показала преподавательнице и обратилась в «ЖКС № 1 Петроградского района» с просьбой позволить ей заняться реставрацией. Институт направил официальное письмо от кафедры, в конце ноября 2020 года витраж демонтировали и перевезли в мастерскую Института на проспект Обуховской Обороны (у метро «Елизаровская»). Из-за карантина приступить к работе девушка смогла лишь в феврале 2021 года. Жителей дома тем временем обеспокоило исчезновение витража, а Софья объясняла им, что он на реставрации.

Дело было благим: спасение витражного наследия. Предполагалось, что дипломную работу девушка окончит к концу июня 2021 года. Вот только витраж на место так и не вернулся. 

Этим вопросом озадачилась жительница Петроградского района Ольга Богомазова. Она запустила цепочку событий, которые привели к возвращению витража.

— Впервые этот витраж я заметила в 2017 году. Он находился в плачевном состоянии, хотя, судя по всему, когда-то был великолепен. Через пару лет я вновь оказалась в том квартале и обнаружила лист фанеры на месте витража. Стала искать информацию в интернете. Прочитала статью о том, что витраж забрали на реставрацию в рамках дипломной работы. В ноябре 2023 года на месте фанеры расположился стеклопакет, — рассказывает Ольга.

Витраж и элементы исторических дверей в 2017 году. Фото: Ольга Богомазова 

Зная, что на соседнем доме (Большая Пушкарская, 60) имеется витраж-близнец, отмытый командой «Гэнгъ», она обратилась к волонтёрам.

— Мы с Ксенией Сидориной, главой команды «Гэнгъ», обсудили план действий. Я нашла студентку, которая реставрировала витраж. Она сообщила, что витраж хранится в вузе. Дальше коммуникацию выстраивала Ксения, — объясняет Ольга.

Ксения Сидорина связалась с представителями кафедры и выяснила: Софья Демченко «закончила обучение в июне 2021 года, витраж к этому времени отреставрировать […] не успела, и […] он хранится на складе. А еще […] вместе с витражом на складе лежат оригинальные деревянные панели, которые тоже пропали в ноябре 2020 года».

О том, почему так произошло, MR7 спросили саму Софью. Однако от комментариев девушка отказалась.

Волонтёрам из команды «Гэнгъ» удалось добиться возвращения витража и панелей со склада вуза управляющей компании — «ЖКС № 1 Петроградского района». 

— Нам вернули витраж, и некоторое время он у нас просто лежал: в ЖКС нет специалистов, которые могли бы его отреставрировать, — рассказывает первый заместитель генерального директора ЖКС №1 Елена Глазкова. — Витраж в хорошем состоянии, но вот с фрамугой (т. е. верхней частью проёма двери, в которую вмонтирован витраж — ред.) и резными историческими дверями, которые также к нам приехали, проблемы.

Тогда с ЖКС вновь связались волонтёры «Гэнгъ». Они не захотели останавливаться на возвращении витража управляющей компании, стремились пойти дальше и отреставрировать его, тем самым положив конец «пятилетней эпопее». Познакомились с жильцами дома — объясняли им, «почему витраж лучше стеклопакета».

После этого, в августе 2025 года, волонтёры бросили клич и за 18 часов собрали 230 тысяч рублей. Сначала хотели восстановить только витраж, но вместо необходимой суммы — 75 тысяч рублей — получили втрое больше (так, один только бренд Predubezhdai Анастасии Мироновой перевёл нужные 75 тысяч рублей). «Гэнгъ» принял решение отреставрировать и исторические деревянные двери, вместо которых сегодня стоят металлические.

— Витраж вернут на место до наступления холодов. А за зиму отреставрируют исторические двери с изначальным цветочным орнаментом, — делает прогноз представитель управляющей компании Елена Глазкова.

Фрагмент деревянной отделки двери. Фото: telegram-канал Ксении Сидориной

— У Ксении уже есть большое количество завершённых проектов расчистки и восстановления печей, витражей в парадных, фонаря, знаков на домах… Не сомневаюсь, что и этот витраж в конце концов вернётся на законное место. Будет восстановлена и историческая дверь, составляющая единый ансамбль с витражами, — заключает петербурженка Ольга Богомазова.

Фото: Валерия Шимаковская / MR7