«Завершить эпопею благотворительности»: суть тестирования
С 1 апреля 2025 для зачисления в школу дети мигрантов должны сдать тестирование на знание русского языка. Речь идёт обо всех детях «иностранных граждан и лиц без гражданства», за исключением юных граждан Белоруссии.
В Петербурге дети мигрантов поступают в школу на общих основаниях, после предъявления документов и сдачи тестирования. Приём заявлений на поступление в первый класс для детей льготных категорий (детей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и тех, чьи братья или сестры уже учатся в этой школе) и проживающих на закреплённой за школой территории (ближайшем микрорайоне) длился с 1 апреля по 30 июня. Для всех остальных срок иной: с 6 июля по 5 сентября. Они зачисляются при наличии свободных мест.
Тестирование бесплатное. Оно предусмотрено для всех ступеней образования: начального (1—4-й классы), основного (5—9-й классы), среднего (10—11-й классы). Для будущих первоклассников испытание проводится только в устной форме, для остальных учеников — в устной и письменной. По времени занимает не более 80 минут.
В Петербурге организовано 18 пунктов тестирования — по одному на район.
Тестирование коснётся только тех, кто поступает в школу. Детям мигрантов, которые уже обучаются в учреждениях, сдавать тест не нужно.
Достаточным результатом считается 90% правильных ответов. Ребёнка, справившегося с заданиями, зачисляют в школу. В противном случае он может сдать тестирование повторно, через три месяца после первой попытки.
Первые итоги тестирования
Всего на конец июня на зачисление в российские школы было подано более 3 600 заявлений, сообщал в интервью ТАСС на ПМЭФ руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, уточняя, что «оба требования — подали документы и успешно сдали экзамен — выполнили только 7% участников». До самого тестирования дошли порядка 500 человек. «55% детей — это примерно 270 человек — успешно справились с заданиями».
В Петербурге ситуация очень похожа на общероссийскую: из 220 проходивших тестирование, успешно с ним справились 96 человек — то есть почти 44%.
Ранее, в мае, стало известно, что «81% заявителей было отказано в принятии документов». Среди причин — неполный комплект документов (в нём должны быть документы о правовом статусе родителей — на русском языке или с заверенным переводом на него), отсутствие мест в образовательных организациях или ложные сведения, указанные в бумагах.
Школьников по весне считают
Делать заключения о том, насколько эффективной мерой для всех участников образовательного процесса окажется тестирование, преждевременно, считает директор петербургского лицея № 369, член Общественной палаты города Константин Тхостов.
— Первые выводы можно будет сделать в следующем году, по итогам первого учебного года. Тогда мы поймём, насколько комфортной была интеграция ребёнка; была ли та среда, в которую он попал, ему полезна; не пострадала ли она, — рассуждает педагог, — Качественные показатели будут на завершении каждой из ступеней образования. О том, был ли эксперимент успешным, мы сможем судить по сдаче ВПР после 4-го класса; итогов ОГЭ и ЕГЭ.
Несмотря на то что проанализировать все достоинства и недостатки тестирования ещё только предстоит, уже сейчас эксперты сходятся во мнении, что сама идея тестирования правильная. Солидарны с этим и жители Петербурга, 70% которых, согласно данным исследования SuperJob, высказались за принятие нового закона.