Истории

«ОРП» вместо «сквер»: как жители Парголово два года борются за зелёный уголок на Заречной вместо автобусного кольца

Фото: Любовь Смирнова / MR7

В десяти минутах от станции метро «Парнас» между высотками на Заречной улице находится небольшой сквер с детской и спортивной площадками. Пока на одной его стороне резвятся дети, на другой вопреки всем протестам местных жителей работают экскаваторы — часть зелёной зоны в 2020 году отдали под строительство отстойно-разворотной площадки (ОРП) для автобусов. Сейчас работы продолжаются, но петербуржцы всё ещё против. Рассказываем, как жители Парголово на протяжении нескольких лет отстаивали сквер на Заречной. 

Фото: Любовь Смирнова / MR7

Проект подороже, стройка подешевле

Отстойно-разворотную площадку на 30 автобусов на севере Петербурга в 2020 году задумал комтранс. Небольшой участок тогда городское правительство передало в бессрочное пользование ГКУ «Организатор перевозок» — организации, подведомственной комтрансу. В мае 2021 года учреждение заключило контракт на разработку проекта строительства ОРП с ООО «Стройпроект» за 1,888 миллиона рублей, несмотря на то, что другие участники закупки — ООО «Проектно-строительная группа» и ООО «СТЛ Проект» — предлагали выполнить работы на 400 тысяч рублей дешевле.

Решение в пользу ООО «Стройпроект», согласно документу о подведении итогов конкурса на выполнение работ, комиссия приняла из-за того, что только у этой компании было достаточно «финансовых ресурсов, оборудования» в распоряжении, а также «достаточно опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации».

Два года спустя разработку проекта завершили. В мае 2023-го «Организатор перевозок» объявил конкурс на строительство ОРП. Контракт получило ООО «Пантера», предложившее выполнить работы за 28 468 205 рублей — на 6,68 миллионов меньше, чем закладывали на закупку изначально. Из всех трёх участников закупки эта компания предложила самую маленькую цену. 

По версии комтранса, площадка на Заречной позволит продлить маршруты автобусов №№ 113, 139 и 167, сократить интервалы движения на маршрутах №№ 214А и 214Б, запустить новый автобусный маршрут № 238 от Придорожной аллеи до улицы Фёдора Абрамова и разгрузить дороги у станции метро «Парнас».

Рендер: документы закупки

«Обстоятельство непреодолимой силы»

Как начиналась стройка, жители обсуждают до сих пор. Активные работы стартовали летом 2023 года. Вместо части сквера, где росли деревья, вырыли котлован. Местные «восставали две недели» — работы пришлось приостановить.

Затем, по воспоминаниям активистов, за стол переговоров сели «Организатор перевозок», ООО «Пантера», представители правоохранительных органов, администрация МО «Парнас» и защитники сквера. Заинтересованы в обсуждении были все: для жителей это была возможность отстоять сквер, а для подрядчика — урегулировать вопрос с простоем в строительстве.

Тогда жители предложили семь альтернативных вариантов размещения ОРП. Активисты рассказали MR7 о двух местах — у строительного магазина «Петрович» на проспекте Энгельса и в конце Толубеевского проезда у улицы Шишкина, где сейчас есть маленькое разворотное кольцо для автобусов. Почему «Организатор перевозок» и комтранс не стали менять расположение отстойно-разворотной площадки, MR7 узнать не удалось — на момент публикации ответ на запрос ещё не был получен.

Переговоры закончились решением приостановить работы до 31 июля 2023 года. Однако после небольшой передышки отстаивать сквер надо было вновь — строительство возобновили в августе, вероятно, в надежде, что бороться за клочок зелёной зоны больше никто не будет. 

Фото: Любовь Смирнова / MR7

Но подрядчик с заказчиком просчитались — останавливать строительную технику вышли даже мамы с колясками. В результате «по обращениям о несогласии со строительством стоянки автобусов» глава СК Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело.

Хоть развития оно не получило, к сентябрю подрядчик вернуться к работам не смог — «Организатор перевозок» расторг контракт с ООО «Пантера» в одностороннем порядке и начислил неустойку почти в 1,5 миллиона рублей за невыполнение обязательств.

Дальше была жалоба компании в антимонопольную службу (УФАС), а после её неудовлетворения — судебный иск. ООО «Пантера» пыталась через арбитраж отменить решение о расторжении контракта и вернуть неустойку. 

Подрядчик заявлял, что работы не были завершены не из-за медленного темпа работ или нехватки материалов, а из-за «обстоятельств непреодолимой силы» — протестов местных жителей. Арбитражный суд отметил, что недовольство местных жителей всегда можно предвидеть — это «обычный коммерческий риск». В результате неустойку «Пантере» не вернули.

Фото: Любовь Смирнова / MR7

Возобновление работ

Решение о возобновлении строительства ОРП приняли спустя два года. В апреле 2025-го «Организатор перевозок» объявил новый конкурс на обустройство площадки для общественного транспорта на Парнасе — на том же месте, но уже с шумозащитными экранами. Кроме того, после завершения строительства вокруг площадки здесь обещают высадить деревья.

На работы отвели 31,9 миллиона рублей с учётом того, что уже успело сделать ООО «Пантера» в 2023-м. Контракт выиграла петербургская компания ООО «Профистрой северо-запад».

Активные работы на площадке начались 1 июля — и петербуржцы вновь вышли против строительной техники. 

Жители объясняют: они не против отстойно-разворотной площадки — лишь бы не на месте единственного благоустроенного в микрорайоне сквера и в 50 метрах от жилых домов, детской площадки.

Общих обустроенных рекреационных зон неподалеку от сквера на Заречной действительно нет — только несколько детских площадок во дворах многочисленных жилых комплексов и заросшие поля. При этом вдоль улицы Валерия Гаврилина, которая примыкает к Заречной, находится большая зелёная территория с прудом — но ни скамеек, ни урн, ни специально обустроенных для прогулок и отдыха зон там нет.

Фото: «Яндекс.Панорамы»

Кроме того, вызывает вопросы у жителей организация строительства. 

— На информационном щите указано: «благоустройство элементов благоустройства», а по факту — капитальное строительство. Ордер ГАТИ у рабочих от 2024 года — этот ордер недействующий. Сейчас выдан новый, но он только на опоры и на ограждения, а они завозят материалы, плиты бетонные поставили, не обеспечили безопасный проход по проезжей части, — рассказали MR7 активисты. 

Как указано на сайте ГАТИ, сейчас работы на участке сквера на Заречной ведутся по двум ордерам. Один из них действительно был выдан в декабре 2024 года ГКУ «Организатор перевозок» — для работ по установке элементов благоустройства, второй 30 июня 2025-го получил ООО “Профистрой северо-запад” для установки ограждений и опор. 

Фото: Любовь Смирнова / MR7

Попытка отстоять сквер 4 июля перешла в драку между рабочими и активистами. Люди садились перед техникой, мешая ей таким образом заехать на стройплощадку. И, несмотря на всё это, на следующий день работы продолжились.

Сейчас рядом с будущей ОРП можно встретить хотя бы двух-трёх человек из числа активистов — они следят за работами на площадке каждый день с 08:00 до 22:00. При этом сюда приезжают не только жители близлежащих домов, но и те, кто живет в получасе ходьбы от единственного благоустроенного сквера в микрорайоне 

— Пытаемся не пускать технику, потому что нельзя позволить им построить хоть что-то, — объясняют активисты. 

10 июля здесь снова пытались преградить дорогу технике, записывали видеообращение к губернатору Петербурга Александру Беглову, шутили над рабочими, которые каждые пять минут выходили со стройплощадки, и в микрофон пели песни.

Фото: Любовь Смирнова / MR7

Ответственный за производство работ инженер Дмитрий Никитин рассказал MR7, что сейчас по работам есть «лёгкое запоздание». Активисты, по его словам, выставляют перед въездами на стройплощадку автомобили каршеринга, сами пытаются остановить технику.

— По строительству ОРП находимся на этапе «завоз материала». Успеем ли закончить вовремя — очень сложный вопрос, — заявил Никитин.

Согласно контракту, ОРП должна появиться на Заречной к 15 сентября этого года.