Справка
Шуваловский лесопарк (не путать с Шуваловским парком в Выборгском районе) — единственная буферная зона между жилыми домами и промзоной в Приморском районе. Он находится между Шуваловским проспектом, Парашютной улицей и улицей Лидии Зверевой.
В 2015 году ЗакC Петербурга изменил в Генплане статус половины Шуваловского лесопарка с «природно-рекреационной зоны» (Р2) на «зону многоэтажной жилой застройки» (3ЖД). Жители располагающихся рядом домов узнали об этом лишь в 2022 году и почти год пытались оспорить решение и спасти лес от вырубки. Судебные разбирательства окончились не в пользу активистов, однако во время принятия нового Генплана статус территории всё-таки поменяли на «природно-рекреационную».
После этого в суд с претензией обратился уже собственник участка, организация «Специализированный застройщик «Вектор»», оспаривая изменения. 9 апреля 2024-го горсуд отказал в иске. В кассационном суде иск застройщика к губернатору и ЗакСу вернули на новое рассмотрение.
Много домов — мало зелени
На заседании представители ответчиков просили суд приобщить к материалам дела ответ от администрации Приморского района. В ней, по словам представителя губернатора, приведена статистика, согласно которой в районе не хватает бюджетных учреждений (школ, детских садов) и зелёных насаждений — это год назад была одна из причин изменить статус участков на Р2 и спасти район от очередных многоэтажкек.
Однако представитель «Вектора» Павел Сёмин настаивал, что статус Р2 на коэффициент озеленения в районе положительно не повлияет так же, как и статус, который хочет вернуть участку «Вектор», — 3ЖД, зона многоэтажной жилой застройки. При этом, по мнению Сёмина, на участках, о которых идёт спор, вообще нет зелёных насаждений. Зато Р2 сильно повлиял на рыночную стоимость земли — она значительно уменьшилась и теперь не представляет ценности, как это было изначально, когда «Вектор» её приобрёл и планировал строительство.
Прокурор предложила принести в бумажном варианте статистику о количестве зелени и социальных объектов администрации Приморского района, но судья сочла это ненужным.
Нет то даты, то нужных отметок
Юрист истца в ходе заседания указывал на ошибки, которые, по его мнению, были допущены при принятии поправок в Генплан. Из формального — его смущало, что ни в одном предоставленном ответчикам документе не были расставлены даты, когда он был составлен и вступил в силу.
На прошлом заседании к материалам дела приобщили документы представителей ответчиков, поясняющие внесение поправок в Генплан в 2023 году. Среди них оказались схема участков с указанием их статуса P2, пояснительная записка, почему именно такой статус был присвоен Шуваловскому лесопарку, и приложение к ней.
Однако представитель «Вектора» Артём Заварзин в достоверности этих документов усомнился. Его смутило, что в пояснительной записке есть «следы прошивки», а на приложении таких нет, как и нет отметки о том, что эта записка вообще рассматривалась в ЗакСе.
Также Сёмин отмечал, что поправки в Генплан противоречат градостроительным нормам, но каким конкретно, назвать не смог. Зато представитель ЗакСа Татьяна Кузнецова в очередной раз рассказала истцу, как проходит процесс принятия поправок. В частности она объяснила, что изменения вносятся не просто так. Есть определённые требования — например, прислушиваться к позиции граждан, что и сделали в этом случае депутаты ЗакСа.
Более того, по словам Кузнецовой, внесённые поправки согласовывались с комиссией по градостроительству, земельным и имущественным вопросам ЗакСа. Определённая нумерация документов, как отметила юрист ЗакСа, есть, и непонятно, чего не хватает истцу.
— Полагаем, что процедура у нас нарушена не была. Она установлена регламентом Законодательного собрания. Есть целая глава, которая посвящена тому, каким образом вносятся поправки в Генеральный план, — отметила Кузнецова.
Желание народа — не весомый аргумент для застройщика
Представитель губернатора Ася Долгушева обратила внимание судьи, что со статусом Р2 на участке могут появиться школы и детсады, которых не достаёт в районе, а также зона отдыха для людей. По её мнению, статус 3ЖД, который хочет вернуть «Вектор», не может быть установлен, потому что он не предполагает строительства социальных объектов.
— Учитывалось мнение населения, которое было высказано в ходе общественных обсуждений. Решение, которое было принято органами государственной власти в рамках подготовки внесения поправок в Генеральный план, является обоснованным, — настаивала Долгушева.
Но Сёмин не понимал, какое отношение к делу имеет мнение жителей, на которое ссылались ответчики. Активисты тем временем собрали более 1300 подписей в пользу сохранения Шуваловского лесопарка, но «Вектор» счёл это незначимыми.
— Это не те доводы, которые, как мы полагаем, должны использовать органы государственной власти при принятии решения, — пытался убедить судью представитель «Вектора» Павел Сёмин.
Сами жители, которые не пропускали ни одного судебного заседания, остались после оглашения судьёй решения в растерянности. Как они признались, такого исхода они не ожидали и до последнего верили, что лесопарку оставят статус Р2. Обычно жители радостно делали совместное фото у двери зала на память после каждого заседания, но этот раз все молча разошлись.