Футштоки и ординары
— Наводнения, как известно, стали неотъемлемой частью истории Петербурга с самого его основания, — говорит директор филиала Государственного музея истории Петербурга — Особняк Румянцева Татьяна Шмакова. — Мы решили вспомнить основные вехи этих событий, нашедших свое отражение в литературе, живописи, и отобрали из десяти фондов нашего собрания более 140 экспонатов, связанных с петербургскими наводнениями разных лет. Многие из них выставляются впервые.
Ещё когда Петербург только начинали строить, Петру I говорили, что городу всегда будут угрожать морские наводнения. Вода поднялась на 211 сантиметров спустя всего три месяца после начала строительства. Это было в августе 1703 года. Пётр I издал тогда приказ укрепить Заячий остров, а в случае надвигающихся бедствий сообщать о них выстрелами из пушки со стен Петропавловской крепости. Он был твёрдо уверен, что сможет обуздать стихию и понизить уровень воды в Неве с помощью сети каналов. Но это, как мы знаем, не помогло. Наводнения преследовали город больше трёх столетий. А предупредительные выстрелы петербуржцы слышали при приближении каждого водного удара до начала XX века.
— Первый в России футшток — специальная рейка с делениями для измерения подъёма воды — был установлен 1715 году по указу Петра I у стены Петропавловской крепости, — продолжает рассказ Татьяна Шмакова. — Благодаря ему был определён ординар, то есть нормальный уровень воды при безветренной погоде, нулевая точка. В 1878 году у Горного института основали водомерный пост с футштоком, который работает и в наши дни. Наводнением считается подъём воды в Неве более 150 сантиметров.