Новости 🖼

Попаримся с искусством: как прошло открытие арт-пространства Flux на Парнасе

На самой окраине Петербурга на границе с Шуваловским парком открылось новое выставочное пространство Flux. Оно стало следующим этапом реставрации заброшенных общественных бань. Как заявляют авторы, Flux будет не только сотрудничать с галереями и кураторами, но и не забывать местный культурный контекст. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Арт-пространство расположилось в не самом очевидном для него месте. С одной стороны — город с нависающими многоэтажками, с другой — пока ещё лес. Но пограничье в данном случае — это не только про пространство, оно же стало и лейтмотивом открытия. 

Выставочный зал в первый вечер работы пространства ненадолго стал ещё и сценой. С перфомансом «на тему живородящих сил земли» выступила актриса и художница Юлия Шаркина (она начинала с карьеры модели в Екатеринбурге, в 2018-м её фото оказались в итальянский Vogue, а в Петербурге она участвует в перфомансах и арт-проектах). Впрочем тема — это всегда весьма условное понятие. Зрители могли увидеть в постановке каждый своё, в том числе и перерождение. Ведь открытие пространства — это очередная точка перерождения места. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Изначально в каменном доме на окраине посёлка была общественная баня. Заведение столь утилитарное, что теперь уже никто и не вспомнит, когда оно появилось — «когда-то в советские годы», — говорят знатоки окрестностей. Обслуживала баня жителей посёлка Торфяное, образовавшегося у торфозаготовок. В конце 1980-х предприятие закрылось, рабочие разъехались, посёлок исчез, бани остались. В 1990-е помещение занимали то ресторан, то хлебопекарня, то в них вялили рыбу, то валяли валенки. Перед тем, как здание окончательно превратилось в заброшку в нём работал небольшой продуктовый, но он не выдержал конкуренции с гипермаркетами, пришедшими в район вместе с возводящимися тут и там новостройками «Северной долины». 

В 2020-м на полуразрушенное строение обратила внимание художница Елена Панкратова, известная в городе своими витражами и другими работами из стекла. Как она рассказывала в одном из интервью, получить помещение ей помог бывший председатель исполкома Ленгорсовета Владимир Ходырев (он был главой города с 1983 по 1990 год). Потом были долгие согласования, ремонт. И вот спустя годы на месте бань появился семейный ресторан с мастерскими.

А теперь ещё и арт-центр, название которого Flux отсылает, как сообщают организаторы, «к течению Fluxus, известному своим стремлением к экспериментальности и творческой свободе».

Фото: Павел Даиси / MR7

Перфоманс Юлии Шаркиной на открытии — явление разовое, задавшее направление. А первым долгосрочным проектом, реализованным во Flux, стала выставка «Земля», созданная совместно с DiDi Gallery, специализирующейся на неофициальном искусстве Москвы и Ленинграда второй половины XX века и продвигающей на свой выбор некоторых современных авторов. Ради «Земли» галеристам пришлось переместиться с обжитого художниками Васильевского острова поближе к спальным кварталам и природе. 

Выставка «Земля» состоит из двух залов, в которых представлены работы художниц Алёны Ковалли и Виктории Кравцовой. В качестве объекта для изучения, вторя обещанию про местный контекст, экспоненты выбрали Шуваловский парк с его богатым культурным ландшафтом.

Открывает экспозицию текстильная инсталляция Алёны Ковалли из проекта «Транзитная зона». По задумке художницы монохромные узоры на тканевых полотнах являются метафорой гибридной зоны, в которой город становится лесом, а лес вплетается в структуру города. Внимание Алёны направлено на исследование переходных состояний, процессов созидания и разрушения, возможности и невозможности видеть. В этом смысле пространство на границе жилой застройки и Шуваловского парка можно тоже рассматривать как переход, точку соприкосновения урбана и природы. В своей художественной практике автор использует разные медиумы: живопись, графику, керамику, окружающие нас объекты. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Как рассказал основатель DiDi Gallery Реваз Жвания, материал из которого была создана одна из работ, собирался прямо на границе парка. Отравляющие природу при «жизни» и загрязняющие её, оказавшись выброшенными, выхлопные трубы трансформировались то ли в мифических существ, то ли в заросли рогоза, за которыми скрывается цивилизация. Цивилизация, которая с каждым годом отвоевывает у природы всё больше и больше пространства. И в районе Парнаса это особенно видно.

Второй зал отведен под инсталляцию «Тут не глубоко» Виктории Кравцовой. Художница и скульптор в своих работах использует сталь, бумагу и стекло. Последнее и стало материалом для композиции. В центре инсталляции семь стеклянных «кругов на воде», которые повторяют траекторию брошенного в воду камня. Круги здесь — это напоминание о том, что жизнь не стоит на месте, она течет и меняется, превращаясь в флюксус — в поток жизни. Дополняют композицию две стеклянные ракушки на металлических каркасах. Здесь Виктория работает с саунд-артом — ракушки, в живой природе транслирующие шум моря, передают композицию, написанную автором специально для выставки.

Фото: Павел Даиси / MR7

Несмотря на то, что локация, где расположено новое пространство, выглядит не самым очевидным местом для арт-центра, она интересна своим богатым историческим прошлым. Список персоналий, связанных с Парговоло и Шуваловским парком, получается довольно длинным: тут и венчавшийся неподалеку композитор Римский-Корсаков, проводившие лето на дачах писатели Тургенев и Некрасов, работающий на пленэре художник Иван Шишкин. Но станет ли Flux тем местом, где это прошлое удастся соединить с новой культурой, формирующейся посреди растущих человейников, покажет лишь время и новые проекты.

Фото: Павел Даиси / MR7

Когда: до 15 декабря

Где: посёлок Парголово, улица Вологдина, 1А