Выставка «Васильевский остров Алексея Карёва», приуроченная к 145-летию со дня рождения известного художника, открылась в Русском музее 13 ноября. На ней представили произведения мастера из коллекции Русского музея, отражающие облик излюбленного «места вдохновения» Карёва в 1920— 1930-е годы.
Алексей Карёв — представитель плеяды саратовских художников, чьё творчество в начале ХХ века оказало значительное влияние на развитие живописи в России. Среди них также Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Александр Матвеев, Пётр Уткин, Александр Савинов.
В 1903-м после учёбы в Пензенском и Киевском художественных училищах мастер приехал в Петербург. Он быстро влился в столичную творческую жизнь: увлекся символизмом, изучал коллекцию Эрмитажа, выезжал в Москву, где знакомился с собранием картин Сергея Щукина.
Постепенно главным жанром в его творчестве стал городской пейзаж. Любимыми уголками Петербурга для Карёва стали улицы и набережные между Университетской набережной, набережной лейтенанта Шмидта и Средним проспектом Васильевского острова. Все они находятся неподалёку от Академии художеств, где художник работал преподавателем с 1922 года.
Вдохновляясь работами своего кумира — французского художника-постимпрессиониста Альбера Марке, Алексей Карёв писал виды из окна, что позволяло ощутить масштаб изображённого.
Картины «Городской пейзаж. Васильевский остров» (1926), «Вид на город из открытого окна» (1920-е), «Андреевский рынок» (1927), «Демонстрация у завода» (1926) запоминаются яркой эмоциональностью, изысканной простотой живописного решения, отмечают специалисты Русского музея.
В 1934-м по заказу Ленсовета Алексей Карёв создал масштабную картину «Нева» — вид на реку и Васильевский со стороны Адмиралтейского острова. Этот пейзаж, по существу, стал последним значительным произведением мастера.
Алексей Карёв умер от голода блокадной зимой 1942-го и был похоронен на острове Декабристов в братской могиле.
Где: зал № 80 в корпусе Бенуа, Инженерная улица, 2-4
Когда: 13 ноября 2024 года — 14 января 2025 года