Что такое «Дети Петербурга»?
Небольшой зал в библиотеке «Книгопарк» на Долгоозёрной улице украшает азбука, учебники по русскому языку и прописи, знакомые большинству российских детей. Однако сюда каждую пятницу и субботу приходят заниматься те, для кого русский язык — не родной. Это один из 14 городских филиалов проекта «Дети Петербурга».
Всего в благотворительной инициативе в этом году участвуют 160 воспитанников. Многие посещают занятия не поодиночке, а с братьями и сёстрами. Возраст учеников — от пяти до 18 лет. А география их родных мест — самая разная. Большинство — приехавшие из стран Центральной Азии, то есть из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Однако русский язык вместе с проектом учат также и ребята с Северного Кавказа, из Украины, Египта, Сирии, Палестины, Испании, Латинской Америки.
— Всех, кто помогает проекту, объединяет одно убеждение — у каждого ребёнка должна быть возможность учиться, вне зависимости от гражданства, родного языка и финансовых возможностей родителей, — отмечают координаторы. — Идея проекта родилась из-за того, что адаптационные программы для детей, для которых русский язык не является родным, отсутствуют.
Из теоретической науки — в практическое волонтёрство
Координатором отделения «Детей Петербурга» в Приморском районе является кандидат филологических наук, автор пособий по русскому языку для детей мигрантов Татьяна Кузьмина. Она уже 12 лет ведёт бесплатные занятия на базе проекта.
— Если честно, я такой себе волонтёр, — шутит Татьяна.
Женщина работала в педагогическом университете имени Герцена на кафедре детской речи. Там они изучали, как малыши осваивают русский язык — причём как родной, то есть первый, так и как второй язык.
— У нас выкристаллизовалось направление в работе с иноязычными детьми — так называемый отолингвистический подход. То есть мы идём по тому пути, по которому идёт русскоязычный ребёнок, осваивающий русский язык как первый.