Новости 🖼

На «Левашовском хлебозаводе» открылась выставка работ известного спортивного фотографа Льва Бородулина

В течение ноября в пространстве культурного центра «Левашовский хлебозавод» можно будет познакомиться с творческим наследием мастера спортивной фотографии. Более семидесяти снимков, представленных на выставке «Лев Бородулин. Спорт», охватывают в основном первый, «советский» период творчества фотографа и поделены на блоки, посвящённые отдельным видам спорта. Все они — из коллекции московского Мультимедиа Арт музея.

Фото: Павел Даиси / MR7

Лев Бородулин пришёл в мир фотоискусства, когда этот мир переживал непростое время — 1930-е, 1940-е… Взяв курс на соцреализм? советская власть пресекала любые проявления «формализма», и в этом новом государственном видении фотографии больше не было места таким мастерам, как Александр Родченко или Борис Игнатович.

Родившись в Москве в 1923 год,у Бородулин сразу после школы поступил на художественное отделение Полиграфического института. Но шёл 1940-й, и уже через год едва начавшуюся учебу прервала война. Студент ушёл на фронт. За четыре долгих года Бородулин был дважды ранен. Наверное, красноречивее всего о нелёгком фронтовом пути будущего фотографа говорят его медали — «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина».

Фото: Павел Даиси / MR7

На войне же Бородулину досталась и трофейная Leica, которая в первые послевоенные годы помогла ему прокормить себя и пожилых родителей. Молодой человек занялся созданием фотолетописи своего полка, а заодно собирал снимки у знаменитых военных фотографов. Евгений Халдей, Яков Рюмкин, Макс Альперт — вот имена тех, кто вдохновил будущего мэтра сделать фотографию делом всей жизни.

Его первая опубликованная работа вышла в 1947 году в студенческой газете «Сталинский печатник» Полиграфического института, куда Бородулин вернулся, чтобы всё-таки получить диплом.

Стремление запечатлеть на плёнке спортивные события стало логичным продолжением другого увлечения молодости.

Фото: Павел Даиси / MR7

«Я был спортсменом, играл в баскетбол. И даже выступал за сборную Москвы. Наверное, с этого и началась любовь к спортивной фотографии», — говорил в одном из интервью Бородулин.

Совмещая работу в фотолаборатории и снимая для разных изданий, он постепенно оказался в поле зрения журнала «Огонёк», куда и перешёл фотокором. С «Огоньком» его будут связывать долгие годы сотрудничества, вплоть до эмиграции в Израиль в 1973 году. Там он проведёт вторую половину жизни, продолжая заниматься фотографией. Правда, MR7 смог найти на выставке лишь одну работу, датированную «израильским» периодом. Не стало Бородулина в 2018 году.

Фото: Павел Даиси / MR7

В СССР, стране, покончившей с модернизмом, спортивная фотожурналистика оставалась одним из немногих жанров, где была хоть какая-то свобода от официальной идеологии.

Спортивные снимки Бородулина — это моменты не только побед и триумфа, но и поражений. Для фотографа на первый план выходит даже не само состязание, а фигура спортсмена, та внутренняя борьба, что идет в нём в те секунды, когда, казалось бы, нет ничего важнее борьбы внешней. Бородулин передаёт это, фиксируя мимику, позу, точно выхватывая те моменты, когда для спортсмена весь мир сжимается до спортивного снаряда. И нет больше ничего. 


Фото: Павел Даиси / MR7

В объектив его фотоаппарата попадали арены по всему миру — профессия спортивного фотокорреспондента позволяла ему бывать там, куда обычному советскому человеку вход был заказан. Она же освобождала его от необходимости пропускать всё через призму идеологии.

Теннисные корты, боксёрские ринги, хоккейные коробки и футбольные поля — территории, где громкие лозунги уступали место мастерству и упорству. Прошедший страшную войну Бородулин в эпоху противостояния двух систем своим фотоаппаратом фиксировал гонку за медали, а не гонку вооружений. Он, как никто другой, должен был понимать, что хотя спорт и не всегда вне политики, это всё же наименьшее из зол.

Где: «Левашовский хлебозавод», Барочная улица, 4а, строение 1

Когда: до 30 ноября

Больше фото с выставки — в нашей галерее:

Фото: Павел Даиси / MR7