Есть петербуржцы, которые в своё свободное время не идут в театр, кино или парк, не едут на дачу или в клуб, и не отдыхают дома. Вместо этого они встречаются и отмывают стены, окна и двери в старых домах. Бесплатно и с энтузиазмом. Зачем они это делают? Истории волонтёров в материале MR7.
Волонтёрская деятельность началась для 30-летней петербурженки Валентины Манн с входных дверей. Они и друзьями однажды увидели, как жильцы выбросили на помойку очень красивую старинную дверь. И не смогли пройти мимо. Ребята забрали дверь, привели её в порядок и нашли ей новый дом. Так начался проект «Двери с помоек».
— Меня волнует состояние наследия в России и в Петербурге, в частности, — рассказывает Валентина. — Столько выкидывают очень красивых объектов, которые очень жалко. Знаете, это как идёшь по улице, видишь выброшенных котят и мимо пройти не можешь. Вот двери и окна и у меня вызывают схожие эмоции.
Валентина родилась не в Петербурге, она переехала сюда из Киришей в 2012 году, поступив в ЛЭТИ (по образованию Валентина — инженер по наноэлектронике). Но сразу так прикипела к городу, что забота о нём стала её основной деятельностью. Валентина уволилась с работы (она была видеопродюсером) и полностью посвятила себя реставрации и волонтёрству.
— Я люблю город, в котором живу, и хочу, чтобы он оставался таким же прекрасным, хочу помогать сохранять его для других людей, — говорит она. — Многие люди не осознают, насколько это важно и ценно, а когда осознают, становится уже поздно. Я не хочу, чтобы это «поздно» настало.
«Не всё равно» выражается в том, что она не только спасает двери (всего на складе у неё сотоварищи хранится уже примерно 2000 дверей, ждущих реставрации), но и вместе с благотворительным фондом «Внимание» отмывает плитку, окна, старинные печи. За последний год Валентина участвовала в очистке элементов уже примерно по 15 адресам. Иногда, по её словам, это делается для того, чтобы привлечь внимание к дому, иногда, чтобы показать, как могут выглядеть исторические элементы, если их привести в порядок, а не менять на новодел.
Кроме того, Валентина и её команда также помогают в мониторинге капитального ремонта жилых домов, собирая данные о качестве и сроках проведения работ. К будущему году, надеется петербурженка, данные удастся проанализировать и начать готовить публикации, из которых будет видно, что и как власти делают для сохранения исторического облика Петербурга и что из этого получается.
Игорь Ильяный волонтёром, очищающим плитку и старинные изразцы, стал с начала этого года. Как он сам объясняет — «по фану», для удовольствия. Игорь — очень активный человек, ему постоянно нужны новые впечатления. Именно так он в январе этого года пришёл на объявленную акцию по очищению настенной росписи в Выборге. И ему понравилось. Да так, что за 2024 год Игорь участвовал в акциях по очистке уже не менее 70 раз.
— Людей, которые объявили акцию по спасению росписи, я знал виртуально — были знакомы в интернете. И мне было интересно, какие они в реальной жизни, поэтому я пошёл на акцию. И мне понравилось — это оказался замечательный, очень интересный опыт, — говорит Игорь.
Работы были разные — и плитку мыли, и окна, и витражи, и печи — последние, кстати. Игорю, по его же словам, больше нравится очищать.
— Плитка не имеет личности, она такая плоская, ровная, бесконечная. А печь — она очерчена, она конкретная, ты её можешь даже обнять, если хочешь. Плитку напольную ты не обнимешь. Ты можешь по ней просто растянуться, но это не очень интересно, — объясняет Игорь.
Любимая печь Игоря — в доме на Бронницкой улице. Её, правда, очистить до конца волонтёры ещё не успели — в июне в парадной начался большой ремонт, очистку пришлось приостановить. Печь старинная, 1906 года. Она была покрыта множественными слоями краски, которые требовалось аккуратно удалить. Процесс непростой — сначала краску нужно покрыть растворителем, потом выждать, стереть, повторить. Иногда приходится пользоваться пароочистителем.
Акции проходят не только по выходным — иногда, говорит Игорь, их объявляют на буднях, призывая тех, кто может уделить по три-четыре часа два-три дня подряд. Игорь участвует почти всегда. Денег, правда, на очистку не тратит — всё, что необходимо, говорит он, дают организаторы. От волонтёров требуются только рабочие руки.
В обычной жизни Игорь работает в айти-отрасли, сопровождает корпоративные приложения. Раньше работал в поддержке приложений для торговли акциями на фондовых биржах. Сейчас — в поддержке приложения по медицинской страховке.
А ещё Игорь увлекается путешествиями по Ленобласти и даже ведёт свой краеведческий telegram-канал. За сентябрь, по словам петербуржца, он проехал на велосипеде по окрестностям тысячу километров — после такого трипа пришлось даже отдавать велосипед в ремонт.
Анастасии Черных 26 лет. Она — художница-миниатюрист, работает на себя. В Петербург они с мужем переехали в 2021 году из Ростова-на-Дону. Фонд «Внимание» Анастасии знаком давно — его представительство есть в родном городе Анастасии, и она следила за его деятельностью. Кроме того, девушка принимала участие в урбанистических проектах, где изучала городскую среду, стремясь сделать улицы более комфортными и безопасными.
Переехав, Анастасия стала следить за деятельностью «Внимания» в Петербурге и очень скоро увидела информацию о грядущей акции — планировали мыть двери в доме на Суворовском проспекте. Анастасия, не раздумывая долго, сразу же подала заявку.
— Желающих поволонтёрить много, а мест для желающих — не очень. Поэтому записываться нужно сразу же, как узнаёшь об акции или даже заранее, — говорит Анастасия.
Вместе с единомышленниками из фонда она мыла старинные двери, запылившиеся после ремонтных работ в парадной. Затем волонтёры занялись очисткой изразцового камина в том же доме и плитки в других исторических зданиях.
— Я люблю Петербург, я переехала сюда осознанно, хотела жить именно здесь, — говорит Анастасия. — И мне не всё равно, что происходит в городе. Я вижу, что с ним делают во время капитального ремонта — на это больно смотреть. Поэтому, если есть возможность приложить свою руку и где-то что-то сохранить в историческом виде, то я это делаю.
Впрочем, кроме сохранения исторического наследия для Анастасии, по её словам, важна возможность общения с единомышленниками — каждая акция подразумевает встречи с активными, интересными людьми. Ну и сам процесс увлекает девушку.
— Это достаточно медитативное занятие, когда ты берёшь какую-то вещь старую, которая покрыта десятью слоями краски, и она буквально за несколько часов становится как новая. Интересно и приятно на это смотреть. Недавно мы отмывали дореволюционные окна, и я обратила внимание, как меняется внешний вид дерева. Оно достаточно легко поддается очистке, становится виден красивый резной профиль, — делится Анастасия.
Возможность поработать со старинными окнами и дверьми даёт волонтерство в проекте «Двери с помоек», где эти элементы очищают, возвращают им первоначальный вид, а также пытаются убедить жителей домов сохранить исторические столярные изделия, а не заменять их на современные окна и двери. Именно так недавно волонтёры работали в доме Геринга на Большом проспекте Васильевского острова, 4. Они хотели показать местным жителям, что окна не гнилые, хорошие, их можно восстановить, и это будет даже дешевле, чем устанавливать новодел.
— Мы сняли много слоев краски, и стало видно, что ранее на окнах была установлена дореволюционная фурнитура, которая, к сожалению, была снята и заменена на советскую. Окна не сломаны, они нормальной геометрии, их вполне возможно восстановить. Но решение о сохранении окон должны будут принимать жители, — говорит Анастасия.
Любопытно, что на акции Анастасия ходит обычно не одна. Муж составляет ей компанию, если у него есть возможность. Пара вместе отмывала камин в доме Романова на Суворовском проспекте и окна в доме Геринга — их, правда, потом всё равно заменили.
— Он меня всегда поддерживает. Детей у нас ещё пока нет, но мне кажется, если бы они были, он бы тоже нам помогали, — шутит Анастасия.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}