СПРАВКА
Шестерых фигурантов дела «Весны»* обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в его деятельности, реабилитации нацизма, распространении фейков об армии, вовлечении в организацию массовых беспорядков, призыву к деятельности, которая сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Молодые люди — Анна Архипова**, Ян Ксенжепольский**, Василий Неустроев**, Павел Синельников**, Евгений Зетеев** и Валентин Хорошенин** — были задержаны ещё 6 июня 2023-го в разных городах России, а затем отправлены в Москву для проведения следственных действий. С тех пор они остаются в СИЗО. Последний раз Горсуд Петербурга продлил срок заключения до 24 декабря 2024 года.
Дело слушается в Петербурге с июля этого года — из Москвы его передали по заявлению одного из фигурантов — Хорошенина**.
Во время прошлого заседания сторона обвинения начала представлять свои доказательства. Тогда, кроме постов, прокурор озвучила и протоколы обысков дома у Анны Архиповой** в Новосибирске и Яна Ксенжепольского** в Твери. Что касается последнего, сегодня гособвинитель добавила, что с «Весной»* Яна** «связывают» ещё и протоколы заседаний движения, которые подписаны его именем.
Затем прокурор перешла к вещам, найденным у другого фигуранта — дома, в Барнауле, у Павла Синельникова**. У него изъяли технику, а также мерч «Весны»* — флаг, значок и термос с тематическими эмблемами молодёжно-демократического движения. Во время изучения данных с ноутбука и телефона Синельникова** следователи обнаружили контакты нескольких людей, записанных как «координаторы «Весны»*. Кроме этого, на жёстком диске оказались плакаты, на которых, как высказалась гособвинитель, изображено выражение из «нецензурного слова, относящегося к [спецоперации]» (Ред.)
Ещё одним доказательством следствия стали переписки и участие Синельникова** в чатах движения.
— Переписывались в Telegram-канале «кринж Весна*», — начала прокурор. — Участники канала обсуждали, как уехать из страны через Армению, чтобы избежать встречи с сотрудниками полиции.
Причём, по словам самого же прокурора, сообщения в этих чатах были написаны основателем «Весны»* Богданом Литвиным** или другими, не установленными следствием, участниками.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Это заседание стало уже третьим, куда пятерых фигурантов (они содержатся в «Крестах») привозят без сухих пайков. Адвокат Затеева** Анастасия Пилипенко ещё в прошлый раз обратила на это внимание судьи Ирины Фурмановой. Судья на запрос отреагировала — по её словам, в СИЗО отсутствие сухих пайков объяснили «задержкой фуры с продуктами».
— Это не входит в компетенцию суда, однако суд поинтересовался у конвойной службы, чем и как снабжают обвиняемых, — отметила Фурманова.
Сегодня в суд обвиняемые приехали вновь без пайков, но им разрешили взять вместо «казённой еды» свою, ту, что им передали друзья и родственники.
А затем гособвинение и вовсе уже как минимум в четвертый раз за рассмотрение дела по существу решила перечислить все 54 записи из Telegram-канала «Весны»*, которые легли в основу обвинения. В них следствие нашло «фейки об армии», оскорбления правоохранительных органов, «реабилитацию нацизма» и экстремизм. На очередное зачитывание постов ушло почти два часа.
Что же нашли дома и у остальных фигурантов, гособвинитель должна рассказать в следующий раз, 6 ноября.
* Движение внесено Минюстом в реестр иноагентов, признано экстремистским и запрещено в РФ
** Внесены в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга