Новости

Таблички «Последнего адреса» могут зарегистрировать как «информационные»

Координаторы проекта «Последний адрес» рассказали, что хотят закрепить юридический статус табличек, установленных в память о репрессированных. Активисты планируют приравнять их к «информационным знаками». Это поможет защитить их от коммунальщиков. 

Первые таблички «Последнего адреса» в память о жертвах политических репрессий в годы «красного террора» были установлены в Москве в декабре 2014 года. «Одно имя, одна жизнь, один знак», — гласит слоган проекта. За десять лет по всей России установлено уже около 1300 табличек. Из них в Петербурге — 445. Однако начиная с 2023 года они начали пропадать по несколько штук в месяц. 

— Десять лет таблички висели и бывали лишь разовые акции вандализма. Атака началась в 2023 году — потому что вандалы почувствовали себя спокойнее, чем это было раньше, — отмечает Оксана Матиевская, один из координаторов «Последнего адреса» Москвы. 

Кому мешают таблички?

Некие петербуржцы оставили жалобы на портале «Наш Санкт-Петербург» с просьбой «принять меры к восстановлению законности и порядка и демонтировать таблички». В итоге четыре таблички на Невском проспекте, 52, сняли представители администрации Центрального района. Такая же ситуация произошла и в доме на Лесном, 61, где управляющая компания демонтировала сразу 34 таблички после анонимной жалобы.

Летом этого года установленные на фасаде «дома трёх Бенуа» (Каменноостровский проспект, 26-28) таблички возмутили главу партии «Коммунисты России» — экс-кандидата в губернаторы Петербурга Сергея Малинковича. 

Какие-то таблички разрисовывали, другие и вовсе украли. Всего из 445 установленных со стен Петербурга исчезло более ста. На их месте появляются картонные копии или посвящённые исчезнувшим похожие таблички. 

Копии табличек, установленные на Каменноостровском проспекте, 32. Фото: Елена Михина / MR7

Найти и наказать за демонтаж или порчу табличек виновных не могут — дело в том, что для размещения каждой таблички активисты получают разрешение у жильцов дома, но не у комитетов или властей — это законно, но в таком случае привлечь к ответственности вандалов или коммунальщиков за съём таблички не выйдет. 

Кроме того, на сам факт размещения табличек, по словам координаторов проекта, по-разному реагируют городские власти. Например, в ЖКС Адмиралтейского района заявили, что таблички не являются рекламой и не несут опасности для жителей. Поэтому там «последний адрес» удалось сохранить. При этом в других районах заявили, что с «гражданской точки зрения» такое «увековечивание памяти» поддерживают, однако для того, чтобы таблички оставались на домах, активистам нужно получить согласование от комитета по градостроительству и архитектуре и других ведомств. 

Фото: Анна Мотовилова / MR7

Возможно, выходом могло бы стать юридическое оформление табличек как мемориальных досок. Однако в таком случае нужно сначала доказать заслуги человека — а «Последний адрес» зачастую увековечивает рядовых горожан. 

— Типовой знак последнего адреса устанавливается человеку, который был убит ни за что. Это память о преступлении государства против личности. Все, кому установлены таблички, были убиты, а затем реабилитированы, — отмечает координатор проекта.

Поэтому сейчас координаторы проекта и активисты думают, что лучше всего придать табличкам статус «информационных знаков». В этом случае эти памятные таблички будут более защищёнными от посягательств.