О подвиге
Остров Сухо в Ладожском озере был создан искусственно в 1820-е годы — природную мель досыпали и установили на ней маяк. Когда началась Великая Отечественная война, островок оказался стратегически важным опорным пунктом. Рядом проходили пути советских конвоев, во время блокады Ленинграда мимо него проходил водный и ледовый участки «Дороги жизни». Расположившийся на Сухо гарнизон помогал прикрывать транспорт, доставлявший грузы в осаждённый город, и вывозить оттуда людей, а также базу Ладожской флотилии, расположенную в 37 километрах от него — в Новой Ладоге.
Гарнизон острова состоял примерно из ста человек (официальные данные разнятся), в сентябре 1942-го у них была трёхорудийная 100-миллиметровая батарея противокатерной обороны и три пулемёта. О захвате Сухо противник думал с весны 1942 года, когда начал разрабатывать операцию «Бразиль», целью которой было взятие плацдарма. На подготовку ушло почти полгода.
22 октября 1942-го произошёл решающий бой за остров.
На рассвете к Сухо подошла флотилия врага из 30 кораблей — быстроходных катеров, паромов и самоходных барж, оснащённых почти сотней артиллерийских орудий.
Рядом с островом в этот момент был лишь небольшой минный тральщик «ТЩ-100». На нём команда — 15 человек во главе с капитаном Петром Каргиным. Не став бездумно рисковать, катер для начала спрятался за островом и, лишь подпустив флот неприятеля поближе, вышел из укрытия и вступил в бой. Тральщик сыграл решающую роль в отражении десанта из почти сотни человек на остров Сухо.
Неоценимый вклад в этот бой внёс радист тральщика старшина 1-й статьи Иван Соколюк. В первые минуты наступления немцы уничтожили антенну радиосвязи гарнизона. Но с катера успели передать сообщение о приближении противника — открытым текстом по радио, хотя это и было против правил, но нужно было торопиться. И далее радист отправлял в штаб каждый 5-10 минут данные об обстановке.