Петербурженка Мария Щаникова обратилась в Конституционный суд (КС РФ) после отказа нижестоящего суда в выплатах по потере кормильца для её детей, зачатых методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО — технология, позволяющая осуществить оплодотворение яйцеклетки вне организма женщины, в искусственных условиях). Подробности 22 октября рассказали в Российском агентстве правовой и судебной информации (РАПСИ).
Мария рассказала, что ещё при жизни мужа с 2013 года они с ним пытались зачать детей, но в итоге обратились за помощью к врачам.
«Смерть мужа была неожиданной, он не пережил плановую операцию. И то, что мы сохранили его репродуктивные клетки, для меня было большим счастьем. На то, чтобы я сделала ЭКО с его клетками, были согласны и его, и мои родители», — рассказала петербурженка.
В 2016 году Мария использовала репродуктивные клетки умершего супруга для проведения ЭКО — спустя 9 месяцев у петербурженки родились близнецы.
После того, как суд подтвердил отцовство скончавшегося мужа петербурженки, она обратилась в пенсионный фонд за назначением пенсии по случаю потери кормильца для своих детей. Однако в этом фонд её отказал, на сторону организации встали и суды общей юрисдикции, которые указали, что «дети истицы не находились и не могли находиться на иждивении Щаникова, поскольку процедура оплодотворения имела место после его смерти, то есть не было самого по себе факта потери кормильца».