Справка
Петербурженка Елена Абрамова — переводчица и преподавательница английского и немецкого языков. После начала СВО она выходила с одиночными пикетами в декабре 2022 года, в апреле и в июне 2023 года. На неё составляли административные протоколы, а после последнего пикета в августе 2023 года возбудили уголовное дело по части 1 статьи 280.3 («Повторная дискредитация армии», возможное наказание — до пяти лет лишения свободы).
В качестве меры пресечения в августе 2023 года Елене избрали запрет определённых действий. В декабре 2023 года суд вернул материалы дела в прокуратуру — как поясняет сама Елена, при возбуждении уголовного дело не учли тот факт, что она является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а в такой ситуации порядок возбуждения уголовного дела отличается от обычных.
В мае 2024 года дело возобновили. Елене изменили меру пресечения на подписку о невыезде.
Первым показания давал сотрудник МВД Александр Хохлов.Он рассказал, что видел Елену Абрамову 4 июня 2023 года на пикете, задержал её и доставил в отдел полиции, а там с коллегой по фамилии Генеральский составил в отношении неё административный протокол.
Давая показания, свидетель смотрел в телефон. Адвокат Елены Абрамовой Игорь Скачко попросил предъявить суду записи, которые зачитывал Хохлов.
— Свидетель имеет право пользоваться своими заметками, — моментально прокомментировала прокурор.
Позднее, отвечая на вопрос адвоката, Александр Хохлов заявил, что готовился к суду и записывал то, что припомнил.
Он также рассказал, что сначала претензии к Абрамовой возникли из-за того, что пикет, по мнению полиции, нарушал антиковидные ограничения. А когда изъяли плакат с пацифистскими надписями, старший якобы заявил, что с учётом плаката правонарушение уже связано с «дискредитацией армии».
Второй свидетель — врио начальника отдела охраны общественного порядка Центрального района Денис Сорокин — тоже при даче показаний смотрел в телефон, будто читал написанное.
Он рассказал, что 4 июня увидел вышедшую на пикет Елену Абрамову и предупредил её, что она совершает правонарушение, предусмотренное статьями 20.3.3 КоАП («Дискредитация использования вооружённых сил РФ») и 8-6-1 закона Петербурга «Об административных правонарушениях» («Нарушение требований нормативных правовых актов Правительства Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга», «антиковидная статья»).
Женщина, по словам Сорокина, сказала, что знает это, после чего тот предложил ей пройти в машину, чтобы поехать в отдел полиции.
— Она добровольно пошла в машину? — спросила прокурор.
— Да. Но плакат не свернула, держала его в развернутом виде. Шла с ним и держала, — подчеркнул полицейский.
С адвокатом у свидетеля возникла перепалка. На вопрос адвоката о том, почему полицейский решил, что действия Абрамовой дискредитируют армию, свидетель процитировал пацифистскую надпись на плакате и сказал, что причина в ней.
— Как именно это выражение дискредитирует армию, выступающую в миротворческих целях?
— Я не обязан отвечать, — сообщил свидетель.
Сорокин несколько раз отказывался давать пояснения на вопросы защиты, и Игорь Скачко дважды просил суд указать на обязанность свидетеля отвечать. Судья Антон Савленков оба раза адвоката не поддержал, сообщая, что свидетель уже ответил.
В качестве письменных доказательств сторона обвинений представила рапорты полицейских о задержании Елены Абрамовой. Зачитывая их, прокурор отметила, что Елена Абрамова была политически активной.
Также прокурор зачитала вопросы, которые следствие ставило перед экспертами, анализировавшими плакаты, с которыми выходила на пикеты Елена Абрамова, и огласила выводы. Согласно им негативные убеждения о действиях вооружённых сил РФ в надписях содержатся. Все письменные доказательства, включая рапорты и выводы экспертов, прокурор оглашала тихо и неразборчиво.
Следующее заседание состоится 30 октября.