Новости

Экспертный совет предложил КГИОП признать Фарфоровский пост и мясокомбинат «Самсон» «достопримечательными местами»

Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга на заседании 11 октября обсудил судьбу комплекса зданий Фарфоровского поста и бывшего мясокомбината имени Кирова («Самсон»). Комитету по контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) было предложено признать объекты «достопримечательными местами». Накануне независимые эксперты, приглашённые градозащитниками, говорили совсем другое — но не они решают судьбу исторических мест в Петербурге. 

Справка

Крупнейший комплекс мясокомбината на Московском шоссе, 13, начал свою работу в 1933 году. Он был построен в стиле конструктивизм за три года по проекту Ноя Троцкого. В 1934 году мясокомбинату было присвоено имя Сергея Кирова. В 1992 году предприятие переименовали в «Самсон». До конца 1990-х ОАО «Самсон» считалось крупнейшей мясоперерабатывающей фабрикой в Петербурге. 

Территория бывшего завода застраивается жильём с 2015 года. Часть сохранившихся корпусов и других объектов мясокомбината имеют статус выявленного объекта культурного наследия, однако если они не получат охранного статуса, то могут быть снесены. На территории планируют основать школу на 550 мест.

Фарфоровский пост — исторический квартал, название которого восходит к Императорскому фарфоровому заводу, который был основан между Софийской улицей и Московской железной дорогой в 1744 году. В 1892 году была открыта железнодорожная станция Фарфоровский пост Николаевской железной дороги, а в том же году в едином стиле со зданием вокзала были построены краснокирпичные двухэтажные дома для её рабочих. Фарфоровский пост представляет собой редкий образец сохранной дореволюционной квартальной застройки.

В 2021 году стало известно о планах строительства высокоскоростной железной дороги между Москвой и Петербургом. Ради нее было решено снести шесть неаварийных дореволюционных домов и здание вокзала Фарфоровская.

Надёжный ОКН и сомнительное «достопримечательное место» 

10 октября градозащитники провели свою встречу, куда пригласили независимых экспертов, и единогласно решили, что как ансамбль дореволюционных зданий Фарфоровского поста, так и мясокомбинат на Московском шоссе достойны статуса «объект культурного наследия» (ОКН) регионального значения и никак не иначе. 

Но вот большинство членов Совета по сохранению культурного наследия 11 октября всё же высказали мнение, что грамотным и взвешенным решением будет признать объекты именно «достопримечательными местами». Планируется создание рабочей комиссии, где рассмотрят вопрос присвоения объектам статуса «достопримечательного места», рассказал MR7 член Совета режиссёр Александр Сокуров. 

Фото: градозащитный пресс-центр

Справка

Комплекс зданий Фарфоровского поста и бывший мясокомбинат имени Кирова входят в перечень выявленных объектов культурного наследия. Этот статус является лишь промежуточным и устанавливается в целях сохранения объекта на период детального исследования государственной историко-культурной экспертизы. Имея статус объекта культурного наследия регионального значения, исторические постройки защищены от сноса, новых пристроек и изменения облика зданий. Статус достопримечательного места тоже охраняет объект от сноса, однако при этом может допускать перенос здания, строительство новых элементов и переделку старых.

Александр Сокуров в разговоре настаивал, что о финальном статусе объектов пока говорить рано.

— Все понимают, что состояние здания мясокомбината катастрофическое, поскольку оно строилось в 1930-е годы очень быстро, буквально за несколько лет. Качество строительства очень низкое. Мне кажется, что инвестор старается воссоздать это здание, — предположил режиссёр.

Озвученная идея основать в этом здании учебное заведение, по его мнению, негуманна, ведь многие годы там забивали скот. 

— Надо придумать, куда эти огромные площади приспособить. Там можно вновь развивать производственную отрасль, — предложил он.

10 октября градозащитник Артём Борисенко отмечал, что комплекс бывшего мясокомбината имени Кирова является «одним из наиболее важных произведений» Ноя Троцкого и многие архитектурные и художественные решения, использованные при строительстве, имеют «огромную ценность для последующих поколений».

По его мнению, собственнику здания невыгодно тратить средства на то, чтобы обоснованно зарегистрировать всё, пытаясь сохранить подлинные материалы и конструкции мясокомбината. Поэтому сохранившиеся объекты, отметил он, могут подвергнуться перестройке.

— Все архитектурные решения могут быть изменены в силу того, что для реализации проекта реконструкции КГИОП (комитет по контролю, использованию и охране памятников. — Прим. ред.) предложил вместо признания объекта региональным памятником присвоить ему категорию достопримечательного места. С этим статусом застройщик будет иметь возможность радикально изменять облик здания, — считает Артём Борисенко.

Опасения градозащитника разделил и кандидат исторических наук, автор исследований по новейшей истории Петербурга Даниил Коцюбинский. Он отметил, что если здание мясокомбината не признать объектом культурного наследия, то можно лишиться памятника архитектуры. По его мнению, девелоперы, как и власти, принимающие решения, не совсем понимают ценности объекта, с которым работают. 

— Конструктивизм — это уникальный стиль. Только в Советском Союзе он развивался. Такой удивительно тёплый, приближенный к человеку, хотя это и эпоха тоталитарного государства. Архитекторы создавали здания, не страдающие гигантизмом,

— выступил Коцюбинский. 

А вот научный сотрудник Эрмитажа Василий Успенский 10 октября призвал пойти на «контакт» с девелопером. Он не уверен, что отреставрированный памятник можно будет приспособить к функции, для которой он был построен изначально.

— Безусловно, надо сохранять. Дальше самый сложный вопрос — как сохранять? Потому что вот оно как бы сохраняется, стоит пустое и разрушается. Понятно, что никто не будет его реконструировать без какой-то новой функции, потому что это слишком большой объект. И то, что есть идея, есть какие-то люди, которые готовы приспособить это здание, — это, безусловно, надо приветствовать, — высказался он.

Передвинуть или оставить?

Возмутило градозащитников, что судьба бывшего мясокомбината имени Кирова решалась 11 октября без проведения государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ). Зато для Фарфоровского поста было подготовлено сразу две ГИКЭ в связи с ожидаемым изъятием территорий под проект строительства ВСМ.

Одну предложенную градозащитниками экспертизу подготовила архитектор-реставратор Ольга Коваленко. Согласно ей, семь домов, подвергающиеся сносу, должны быть признаны объектами культурного наследия. Переносить их не считают правильным, потому что тогда нарушится архитектурный ансамбль. Олег Мухин выразил сомнение, можно ли вообще такое реализовать. 

Вторую экспертизу подготовил эксперт Владимир Трушовский по заказу ОАО «РЖД». Согласно ей ансамбль зданий рекомендуется включить в реестр объектов культурного наследия в качестве как раз таки «достопримечательного места». 

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Александр Сокуров отметил, что на данный момент вопрос о судьбе Фарфоровского поста изучен не до конца и требует более подробного исследования. 

— Нашлись как плюсы, так и минусы в проекте. Главное, что скажет руководство железной дороги в случае переноса зданий. Встаёт много технических и финансовых вопросов. Гораздо больше вызывает тревогу судьба Фарфоровского моста, который не очень хотели обсуждать на совете, — объяснил он. 

Александр Сокуров рассказал, что он намеренно обратил внимание коллег на заседании 11 октября, что мост не менее значим, чем исторический жилой квартал. Опасения насчет уничтожения моста градозащитники стали высказывать с 2019 года, когда власти начали обсуждать вариант строительства на этом месте новой переправы с тротуарами и велодорожкой длиной 2,2 километра.

ВСМ «должна знать своё место»

Историк Даниил Коцюбинский выражал 10 октября сомнения в пользе строительства ВСМ. 

— Во имя чего нужно что-то делать с этим прекрасным архитектурным комплексом? Во имя строительства высокоскоростной магистрали. У меня вопрос: а что, до Москвы нам не добраться? У нас проблемы с попаданием из Петербурга в Москву, как в эпоху Радищева? Можно проехать на «Сапсане», можно на «Красной стреле», по Е-95 отправиться по старинке, можно по платной дороге, можно на самолёте прилететь, — отметил Коцюбинский.

По его мнению, ВСМ нужна лишь чиновникам, которые «хотят несколько раз в день к начальству в Москву ездить с комфортом и быстренько», необходимость в создании скоростной железной дороги между двумя столицами сейчас отсутствует, поэтому магистраль «должна знать своё место».

Но Успенский такого радикализма на заседании градозащитников не поддержал. По его мнению, строительство ВСМ — это «очень важный проект для города и для страны», который не относится к обсуждаемой теме памятников. В вопросе сохранения ансамбля, считает он, следует искать компромисс, в том числе касательно передвижения корпусов прочь от железнодорожного полотна.