Репортажи 🖼

«От исторического моста ничего не сохранится, только память» — что ждёт Кронверкский мост после капремонта

Фото: Павел Даиси / MR7

80% замены и лишь 20% сохранения старинных элементов — Кронверкский мост готовится к капитальному ремонту. Генеральный подрядчик откровенно признаётся: после реконструкции мост станет новоделом, а статус объекта культурного наследия федерального значения поможет сохранить лишь внешний облик. Корреспонденты MR7 узнали, что останется от Кронверкского моста после ремонта и куда денут исторические элементы.

Справка

Кронверкский мост был построен лишь в 1938 году по проекту инженера путей сообщения Петра Степнова на месте стоявшего с 1875 года моста, известного под названием 2-й Крепостной. Строение соединяет Петроградский и Заячий острова через Кронверкский пролив в створе Мытнинской набережной. Этот мост — единственная действующая на данный момент автомобильная переправа, ведущая на территорию Петропавловский крепости, по которой также могут ходить и пешеходы. 

В 1947 году мост впервые капитально отремонтировали. В 1977 году деревянные пролёты переправы заменили на металлические, появились деревянные брусчатые перила. В 2001 году Кронверкский мост признали объектом исторического и культурного наследия федерального значения. В 2015-м ему присвоили статус аварийного, поэтому в том же году заменили деревянные опоры и настил проезжей части, конструкции обработали антисептиком. До капитального ремонта дошли лишь спустя девять лет.

Фото: Павел Даиси / MR7

Новодел с элементами сохранения

Директор эксплуатирующей организации «Мостотрест» (она следит за состоянием мостов, набережных и путепроводов в городе) Всеслав Воронин рассказал, что капитальный ремонт Кронверкского моста продлится до конца 2025 года. На него из городского бюджета было выделено 200 миллионов рублей.

Проект, по его словам, предусматривает полную разборку существующего моста, демонтаж старого пролётного строения и опор, замену старых железобетонных пролётов и свай на новые. В общей сложности, по словам Всеслава Воронина, 80% элементов строения придётся заменить, что не противоречит предмету охраны. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Оставить неизменными должны облик строения, параметры и точную конструкцию. При работе также планируют использовать деревянные элементы, которые по внешнему виду будут напоминать подлинные. Все работы будут вестись под надзором комитета по контролю и охране памятников (КГИОП).

Генеральный директор ООО «РСГЕО», подрядной организации, которая будет производить работы, Пётр Коняев не скрывает: после ремонта даже при сохранении первоначального облика Кронверкский мост сильно изменится. 

— От исторического моста ничего не сохранится, только память. Это будет абсолютный новодел, но только в том облике, который был создан в 1938 году. Здесь по-другому нельзя, — отметил он. 

Генеральный директор ООО «РСГЕО» Пётр Коняев. Фото: Павел Даиси / MR7

Обновлённый мост сможет прослужить около 25-30 лет. Дольше дерево сохраниться в петербургском климате не сможет, считает Коняев.

От нынешнего Кронверкского моста сохранится лишь одна опора

Из всего моста сохранят только одну из девяти деревянных опор. Вместе с табличкой «Кронверкский мост» её планируют отправить в Музей мостов, который входит в состав Центрального музея железнодорожного транспорта России.

Фото: Павел Даиси / MR7

— Фрагмент моста мы сможем изъять, отреставрировать и представить в нашем музее. Хоть этому мосту не так много лет, тем не менее он значим. Он же находится в самом центре города, — отметил директор Центрального музея железнодорожного транспорта России Владимир Мителенко.

Временно исполняющий обязанности моста

Пока Кронверкский мост будет «обновляться», роль автомобильной переправы к Заячьему острову временно будет исполнять мост-дублёр. Как отметили в Мостотресте, в эксплуатацию его планируют ввести к концу этого года, а после этого начнут основой ремонт Кронверкского моста. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Мост-дублёр, уверяет директор подрядной организации, будет практически копией рядом стоящего оригинала. Он так же, как и Кронверкский, сможет выдерживать тяжесть до семи тонн. По нему смогут ездить машины и ходить пешеходы. После окончания капремонта мост-дублёр планируется демонтировать.