«Выводы научно-обоснованными не являются, опираются на материалы дела и противоречат логике, здравому смыслу и азам профессии», — оценила доктор исторических наук, специалист в области русского языка и литературы, автор примерно 80 экспертиз Ирина Левинская заключение экспертов — лингвиста Натальи Пикалёвой и психолога Анны Медведевой, положенное в основу обвинения 18-летней Дарьи Козыревой по статье «дискредитация армии».
Эксперты по инициативе следствия анализировали четверостишие — отрывок из одного из самых известных произведений украинского поэта Тараса Шевченко «Завещание», который в феврале этого года Дарья прикрепила к постаменту памятника писателю в Петербурге.
Признаков собственно дискредитации вооружённых сил РФ и целей их использования в цитате из стихотворения 1845 года эксперт также не обнаружила. Об этом она сегодня сообщила суду на заседании по делу Дарьи — уже третьем по существу.
Справка
Дарью Козыреву задержали 24 февраля 2024 года в сквере у памятника Тарасу Шевченко, после того как девушка оставила у монумента лист формата А4 со стихотворением поэта. Через три дня Дарье предъявили обвинение по статье о «дискредитации армии» (часть 1 статьи 280.3 УК РФ) и по решению суда отправили в СИЗО, где она остаётся до сих пор. Летом 2024-го стало известно, что в деле появился второй эпизод — Козыревой также вменили в вину высказывания из её интервью изданию «Север.Реалии»* — обвинение также предъявлено по статье 280.3 УК РФ, но уже по части 3.
Ранее Дарью уже привлекали по административным статьям. В декабре 2023-го Московский районный суд оштрафовал её на 30 тысяч рублей по административной статье «о дискредитации армии» за пост в ВК, сделанный в марте 2022-го. А годом ранее — в декабре 2022-го — на 16-летнюю Дарью составляли протокол по той же статье за надпись, оставленную на инсталляции, которую по инициативе городских властей установили на Дворцовой площади — «сердце Мариуполя».
Кроме того, в ходе слушаний прокурор сообщил о протоколах о мелком хулиганстве, которые также составляли на Дарью — за то, что она сорвала буквы «Z» и «V» в Кронштадте в парке «Патриот» и за снятый плакат с рекламой службы по контракту.
Дарья отучилась в школе и успела в 2023-м поступить на медицинский факультет СПбГУ, откуда её отчислили в январе 2024-го за пацифистские акции.
* издание внесено в реестр иноагентов, является проектом «Радио Свобода» — иноагента и организации, признанной нежелательной
Приглашённый стороной защиты специалист также обратила внимание на ещё несколько «странностей» представленной в деле экспертизы. Например, при проведении комплексной психолого-лингвистической экспертизы психолог и лингвист должны отвечать каждый за свою часть и подписывать их отдельно. В данном же случае, подписи стоят под всем заключением в целом.
— Таким образом лингвист вторгается в компетенцию психолога и наоборот, — указала Ирина Левинская.
Она также отметила, что стихотворение Шевченко написано на украинском и именно оригинал — цитата на украинском с плаката — заявлен как предмет исследования, однако фактически изучался его перевод на русский. Причём в материалах указано, что это перевод Чусовицина, а фактически использован вариант Твардовского.
— Исследовался не дословный перевод, а поэтический. У этого стихотворения около ста переводов на русский, и для экспертизы можно было бы использовать более удачные варианты, в которых точнее использованы союзы, — отметила эксперт.
Вариант такого перевода был представлен суду.
Специалист рассказала, что одно из положений экспертизы, как она выяснила, скопировано из «Википедии», но при этом указано, будто это цитата из более авторитетного издания — «Словаря Шевченко».
Левинская не обнаружила в заключении коллег подтверждений того, что лингвист Пикалёва владеет украинским языком.
— А утверждение, что текст на украинском понятен русскоязычным — ошибочен, — считает Левинская и в доказательство своей позиции приводит исследования Чуковского и других учёных.
Наконец, специалисту, приглашённому стороной защиты, оказалось непонятно, почему эксперты, писавшие заключение, регулярно называют Козыреву автором четверостишия.
— То, что она поставила восклицательный знак в конце вместо точки и то, что она цитировала текст, не делает её его автором, — поясняла специалист.
Кроме того, выводы лингвиста и психолога, по её мнению, порой столь противоречивы, что в какой-то момент возникает вопрос, кому вообще адресовано послание. Если считать, вслед за авторами экспертизы, что «автор» отождествляет себя с «лирическим героем» и солидарна с его призывом к борьбе против монархии и требует «окропить свободу вражеской кровью» — то кого считать врагом, если адресат этого послания читающие — его русские люди?
Также на суде успели выслушать бывшего полицейского Егора Малаховского, который участвовал в задержании Дарьи 24 февраля. Из его показаний стало понятно, что сотрудники ППС просили девушку показать им её плакат, прочитали его, а затем наблюдали, как она его клеит к памятнику скотчем, но не препятствовали и вели попутно разговоры о тяжёлой ситуации в стране. Применять силу к девушке они не стали. При этом задерживали за административное правонарушение, в уголовное преступление оно превратилось уже позже.
Часть заседания прошла в закрытом для слушателей режиме, на ней оглашали результаты психиатрической экспертизы. Следующее заседание назначено на 18 октября.