Истории

С ведром к фонтану. Как добывают воду люди в центре Петербурга

Фото: Катерина Иванова / MR7

Жители петербургского дома воду для смыва в туалете набирают в фонтане во дворе. И таскают её на шестой этаж, потому что лифт в парадной не работает с апреля. А по утрам ловят в раковине мышей. Всё это происходит в центре города. Так живут в доходном доме Перцова на Лиговском проспекте, 44.

Наталья Удодова идет за водой. Скрин с видео Натальи Удодовой 

Фонтан есть, воды нет

Фонтан во дворе доходного дома Перцова работает исправно. Небольшой, но красивый. Вечером включается подсветка. Воды в чаше полно. Его после реконструкции открыли 3 сентября, о чём в соцсетях отчитался губернатор Петербурга Александр Беглов: «Работу по восстановлению таких комплексов можно приравнять к новому строительству — все инженерные коммуникации и чаши фонтанов создаются по отдельным проектам», — цитировала губернатора его пресс-служба. 

12 сентября этот фонтан очень выручил жителей дома, обнаруживших, что в квартирах опять нет воды — ни холодной, ни горячей.

— Примерно в полдень я возвращалась из поликлиники, — рассказывает живущая в доме Наталья Удодова. — Вижу: соседка с ведром набирает воду в фонтане. Оказалось, что в доме нет воды — опять, в который уже раз за лето. Я позвонила в управляющую компанию, мне сказали, что произошла авария, мол, ожидайте. Подвоза воды не обещали, и я тоже пошла за водой к фонтану.

12 сентября воду дали к вечеру. Жители выдохнули, но без уверенности, что через день-два ситуация не повторится. Впрочем, по словам Натальи, люди уже всерьёз рассчитывают на фонтан.

— Я, кажется, скоро пойду в этом фонтане стирать. Отличная будет пенная вечеринка, — невесело шутит жительница дома Анна Романова.

Фонтан во дворе доходного дома Перцова. Фото: Катерина Иванова / MR7

Сам фонтан построили уже в советское время. Точная дата его постройки неизвестна. Предположительно, проектировать «водомёт» начали ещё в 1930-м, но закончили уже после Великой Отечественной войны — в 1945 году. Когда именно фонтан перестал работать — тоже уже никто не помнит. Чашу засыпали землей, получилась импровизированная клумба — местные жители называли её «лотком», потому что именно так, по их словам, клумбу активно использовали подвальные кошки. Потом фонтан восстановили, в августе этого года его запустили. А у людей начались перебои с водой. Совпадение?

Полторы недели без воды

Проблемы с водой жителям дома за это лето уже стали привычны. С 30 июля по 14 августа горячую воду отключили для профилактики. А затем начались перебои. 28 августа отключили горячую воду. Без возможности нормально помыться люди провели полторы недели, всё это время их «кормили завтраками».

— Сосед по стояку сказал мне, — рассказывает Анна, — что воду вернут 3 сентября. Не вернули. 4 сентября я позвонила в 004, мне сказали — авария, вернут 5 сентября. Не вернули. Я позвонила снова в 004 с вопросом: где вода? Мне ответили, что заявок не было, мы сейчас создадим, а вы отслеживайте статус. А на стене в тот день повесили объявление от жилконторы с просьбой выключать бойлеры, чтобы напор держался. 

Горячую воду, по словам Анны, дали только 9 сентября. Но сначала из крана текла холодная и ржавая жидкость, мыться ей было невозможно. В аварийке снова создали заявку, и через несколько часов вода пошла нормальная.

Как отметил ещё один житель дома Сергей (имя изменено), в среднем проблемы с водой возникают каждые два дня. Он недоумевает: что делает управляющая компания во время профилактических работ, если всё равно потом постоянные поломки. При этом деньги за капитальный и текущий ремонт ЖКС собирает исправно: Сергей, по его словам, платит ежемесячно примерно две тысячи рублей, Анна называет сумму ориентировочно в тысячу. В доме 31 парадная, шесть этажей, по одной-три квартиры на каждом. Навскидку получается, что ежемесячный взнос на ремонт — не менее 500 тысяч рублей. 

Лифт есть, но он не работает. Фото: Катерина Иванова / MR7

Лифт, которого нет

Ещё одна проблема жителей седьмой парадной — лифт, которого нет. Точнее, он есть, но не работает. Отключили лифт в апреле этого года, произвели замену оборудования. Но, по словам местных жителей, так и не запустили. Лифт в парадной сверкает огоньками, но на нажатия кнопки вызова не реагирует.

— Без лифта тяжеловато, — признаётся Сергей. — Особенно пожилым людям, которые живут на верхних этажах.

Отчаявшиеся люди даже написали на доске объявлений в парадной вопрос: «Когда заработает лифт?» Ответа им не дали.

Так выглядит стена в седьмой парадной. Фото: Катерина Иванова / MR7

Зато на доске объявлений висит график уборки парадной. Судя по подписям, уборку как минимум влажным веником делают каждый день. Прямо под доской объявлений — пятна крови. 15 августа, по словам Натальи, в парадной что-то произошло: вернувшись домой, она увидела лужу крови на полу и кровь на стенах. Пол потом помыли. Стену — нет.

Батарею срезали ещё прошлой зимой. Фото: Катерина Иванова / MR7

Нет в парадной и одной батареи. Её, по словам жителей, срезали прошлой зимой. Она сломалась, а отключить отопление, говорит Сергей, можно было только разом во всём стояке. Чтобы не оставлять людей без тепла, батарею просто срезали, соединив трубу гибким шлангом. Да так и оставили. Скоро уже снова включат отопление, а новый радиатор в парадную так и не установили.

Мыши в раковине

Крыс в доме нет. Зато есть мыши. В квартире на третьем этаже жильцы за лето, по их словам, поймали уже восьмую. Ловят кустарным методом: в раковину кладут картонку, намазанную клеем и приманку. Утром на картонке — мышь. 

Это восьмая пойманная за лето в квартире мышь. Фото: Анны Романовой

Особым цинизмом людям кажется тот факт, что всё это происходит в доме-памятнике. Дом Перцова был построен в 1910-1912 годах. Это здание в стиле модерн, одно из самых больших в дореволюционном Петербурге. К дому водят экскурсии. В феврале 2024 года КГИОП опубликовал акт о проведении историко-культурной экспертизы для проведения работ в доме Перцова. Сейчас ремонтируют крышу, а стены — грязные, в трещинах и потёках.

Мнение Жилкомсервиса № 4 Центрального района, в чьём ведении находится здание, пока узнать не удалось — телефон главного инженера, который, по словам секретаря, может прояснить ситуацию, отключён. Редакция направила в управляющую компанию запрос.