Репортажи

Заглянуть в человека: как художники переложили внутренний мир на ткань 

Фото: Виктория Бурдицкая

В Инженерном доме Петропавловской крепости открывается триеннале мини-текстиля. Что ждёт посетителей выставки, как появились мини-гобелены и почему бумага тоже считается текстильным материалом — в репортаже MR7.

Мини-текстиль как образец работы

Триеннале (международная выставка или фестиваль, проходящие каждые три года) организована петербургской Гильдией текстильщиков совместно с Государственным музеем истории Петербурга. Тема проекта — человек, его индивидуальность, доброе и злое начала. Выставка так и называется: «Остров сокровищ. Человек». Это третья международная триеннале художественного текстиля.

Все представленные работы — небольшого размера, не более чем 20х20 сантиметров. Так задумано специально.

— Формат мини-текстиля появился давно, — рассказывает одна из организаторов выставки — художница, член Гильдии текстильщиков Петербурга Ирина Яблочкина. — Раньше, прежде чем заказать мастеру что-то текстильное, люди часто просили изготовить образец, чтобы оценить навыки ткача. Так появлялся вид работ небольшого размера.

Сейчас мини-текстиль — отдельный формат творчества. Воплотить в нём идею порой даже труднее, чем в огромном гобелене.

Ирина Яблочкина показывает экспонаты выставки. Фото: Катерина Иванова / MR7

Всего на выставке 106 авторов представили более 150 работ. Все они выполнены из текстиля, но в разных техниках: плетение, ткачество, вышивка и даже папье-маше.

— По современным понятиям бумага тоже относится к текстильным материалам, потому что она состоит из волокон, — объясняет Ирина Яблочкина.

При этом в выставке приняли участие не только профессионалы. Есть и ученические работы. Например, как раз бумажный объект изготовлен студенткой академии имени Штиглица Валерией Егореничевой.

Не просто руки

Триеннале наглядно показывает, как разнообразен текстиль и как много в нём можно выразить. Так, например, одна из представленных работ авторства художницы Анны Векслер изображает основы духовности человека — веру, надежду и любовь. Но особенным образом. На первый взгляд, на серии тканых картин — человеческие руки.

Анна Векслер около своей работы. Фото: Катерина Иванова / MR7

— Но это не просто руки. Это дактилема (буквы алфавита глухих. — Ред.), — говорит Анна Векслер. Это начальные буквы «Веры, Надежды, Любви и их матери Софии». Мне очень хотелось визуализировать эту идею на языке тел.

Семья художников Елена и Сергей Белоусовы представили на выставке сразу четыре небольших гобелена, объединённых одной идеей: «Отражения и тени».

— Мы хотели показать человека философски, — делится Елена Белоусова. — В каждую работу мы вложили особенное состояние. Работы небольшие, но именно в них можно передать одну мысль. Первая работа называется «Блюз белых ночей» — она светлая. Вторая — «Опрокинутый мир», она появилась как отражение того, что для многих мир сейчас перевернулся. Третья работа — «Преодоление», а четвертая — «Диалог», она о том, что мы часто видим себя не так, как есть на самом деле.

По словам Елены Белоусовой, все четыре экспоната изготовлены методом ручного ткачества, и это было непросто. На их создание ушло несколько недель.

— Идеи рождались давно, но изготавливали мы работы уже именно к выставке, — говорит Елена Белоусова. — Я ткала, и я устала: ткачество физически выматывает.


Елена и Сергей Белоусовы. Фото: Катерина Иванова / MR7

Справка

Гильдия текстильщиков Петербурга — неформальное творческое объединение художников по текстилю, созданное в 1995 году. Многие члены гильдии одновременно являются членами Союза художников Петербурга.

Есть на триеннале и персональные мини-выставки — так, особняком стоят работы известной художницы Ольги Орешко. Мастер гобелена, член Союза художников России, обладательница медали «Достойному» и золотой медали российской академии художеств представила на выставке серию мини-гобеленов «Прогулки и портреты», созданную как небольшие авторские зарисовки. Почти на всех них угадываются женские силуэты — танцующие, размышляющие, с оттенком мечтательности или грусти.

Серия работ Ольги Орешко. Фото: Катерина Иванова / MR7

— Мы рады, что Гильдия текстильщиков вернулась после перерыва в эти стены и мы можем посмотреть на творчество современных мастеров, — делится заместитель директора по просветительской деятельности Государственного музея истории Петербурга Ирина Карпенко. — Такие проекты — чудесный способ показать, что умеют современные мастера, тем людям, которые приходят к нам. И, может, кто-то, кто пришёл к нам в качестве зрителя, увидит нечто, что заставит его задуматься и осознать: текстиль — это тоже искусство. Возможно, он вернётся к нам зрителем или откроет в себе творчество и придёт уже участником выставки.

Где: Инженерный дом Петропавловской крепости

Когда: с 6 сентября по 5 октября

Больше фото с выставки в нашей галерее

Фото: Катерина Иванова / MR7