Интервью

Нездоровая конкуренция, недостаток полномочий и разрозненные команды — как петербургские мундепы оценивают работу уходящего созыва

Фото: Павел Даиси / MR7

6 сентября в Петербурге начинаются выборы разных уровней, в том числе и муниципального. Но как прошёл пятилетний срок муниципальных депутатов и какие изменения они хотели бы видеть в системе местного самоуправления, MR7 спросил самих мундепов.

Виталий Грязнов

Фото: MR7

39 лет, депутат МО «Нарвский округ» шестого созыва. В 2019-м был избран депутатом от «Партии роста». В этом году Виталий выдвигался на выборы вместе с командой от «Новых людей», однако их кандидатуры не зарегистрировали. 

Александр Михайлов

Фото: администрация МО «Ульянка»

57 лет, депутат МО «Ульянка» шестого созыва. Пять лет назад избирался от «КПРФ». В этом году Александр Михайлов участвует в довыборах в Заксобрание. 

Павел Кондрашов

Фото: предоставлено Павлом

30 лет, депутат МО «Ульянка» шестого созыва. В 2019-м избирался от «Партии роста». В этом году был зарегистрирован в «Ульянке» от «Новых людей». 

Ольга Фаттуш

Фото: предоставлено Ольгой

58 лет, депутат МО «Гавань» шестого созыва. В 2019-м избиралась от «Справедливой России — За правду». В этом году свою кандидатуру на выборы в мундепы не предложила.

Ярослав Богданов

Фото: администрация МО «Владимирский округ»

50 лет, депутат МО «Владимирский округ» четвёртого, пятого и шестого созывов. Был избран как самовыдвиженец. В этом году зарегистрирован во «Владимирском округе» от «Единой России». 

Ксения Лаврова

Фото: администрация МО «Владимирский округ»

27 лет, депутат МО «Владимирский округ» шестого созыва. В 2019-м была избрана депутатом от «Справедливой России — За правду». В этом году присоединилась к команде главы «Владимирского округа» Дениса Тихоненко и зарегистрирована как самовыдвиженец в этом же округе.

«Не всегда удаётся объяснить, что я не могу поменять кровлю или отремонтировать парадную»

Чем муниципальный депутат может быть полезен гражданам и с какими вопросами люди могут обратиться к вам?

Виталий Грязнов: «Если муниципальный депутат любит свою работу, то он может быть полезен буквально в любом вопросе, даже если его полномочия крайне минимальны. Обратиться к депутату можно хотя бы для того, чтобы он перенаправил при надобности запрос в нужный орган. Я много лет работаю в эксплуатации коммерческой недвижимости и понял, что должен быть "принцип одного окна": человек не обязан думать, в какой орган власти ему обратиться — он может писать, куда ему удобнее. Структура власти уже сама определит, кого подключить к решению вопроса. Тех чиновников, которые говорят "это не ко мне" и "отфутболивают" человека, считаю, нужно гнать с рабочих мест». 

Ксения Лаврова: «Благодаря нашим возможностям инициировать обращения в различные инстанции, включая прокуратуру, мы добиваемся более оперативного и эффективного решения вопросов. Ответы на наши обращения, как правило, более жёсткие и требовательные. Как депутат я наделена правом законодательной инициативы: если я вижу пробелы или недостатки в существующем законодательстве, затрагивающие интересы моих избирателей, я разрабатываю и продвигаю необходимые изменения. Например, я лично выступила с инициативой по снижению муниципального фильтра для кандидатов на должность губернатора Петербурга, чтобы расширить возможности граждан участвовать в выборах (авторы законопроекта предлагали снизить минимальное количество подписей муниципальных депутатов, которые должен собрать кандидат для выдвижения в губернаторы, с 10% до 5%. Однако проект за основу не приняли — прим. ред.)».

Ярослав Богданов: «Сейчас единственный реально работающий предмет ведения местного самоуправления в городе — благоустройство. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть бюджеты МО. Польза от депутата для большинства жителей — это включение двора, сквера в программу ремонта, посадки деревьев, установки спортивного или рекреационного оборудования. К сожалению, не всегда удаётся объяснить (особенно пожилым людям), что я не могу поменять кровлю или отремонтировать парадную, но к нам всё равно обращаются с любыми вопросами — от жалоб на соседей, держащих в коммуналке кошачий питомник, до реформы здравоохранения». 

Александр Михайлов: «Муниципальный депутат как участковый — должен знать и решать проблемы жителей муниципалитета. Если что-то не в его компетенции, то он должен обращаться к власти от имени жителей для решения вопроса, вносить инициативы по изменению или утверждению новых законов, которые должны служить жителям, контролировать работу власти как местной, так и городской». 

Павел Кондрашов: «Муниципальный депутат — это скорее общественная нагрузка, ведь он не получает зарплату. Именно депутат может помочь установить новое детское или спортивное оборудование, приблизить ремонт асфальта и высадить кусты с деревьями. Из неочевидных вещей, он может писать запросы по более глобальным темам, таким, как заброшенные здания, ремонты поликлиник, школ, проблемам в сфере ЖКХ».

«Система власти сейчас не даёт возможности реализоваться»

Мешает ли вам что-то в профессиональном развитии?

Виталий Грязнов: «К сожалению, система власти сейчас не даёт возможности реализоваться. На первое место выходят подковёрные игры, а не твои профессиональные навыки».

Павел Кондрашов: «Каждый депутат работает под свою ответственность. Чётких критериев, какое образование у него должно быть, не существует. За время работы депутатом я прошёл бесплатные курсы повышения квалификации по теме экологической защищённости населения. С каждым годом мои навыки общения с органами власти повышались за счёт опыта взаимодействия с ними. Я уже знаю, как добиться капитального ремонта домов, как снести заброшенное строение во дворе, как помочь достать лекарство льготникам».

Александр Михайлов: «Мне ничего не мешает в развитии. Я 26 лет прослужил в милиции и как раз моя работа была связана с гражданами на территориях трех районов, где я работал в уголовном розыске».

Ольга Фаттуш: «Та муниципальная власть, которая изначально задумывалась, — это органы местного самоуправления. Но вот только самоуправления нет. У нас абсолютная вертикаль власти. Над нами район, а над ним город. Все нормативно-правовые акты спускаются сверху, и у нас нет никакого вольнодумства.

Не было такого, чтобы мы сами что-то предложили. Если наши идеи, не дай бог, пойдут вразрез с региональным законодательством или, ещё хуже того, с федеральным, то их никто не пропустит.

Даже какого цвета нам делать покрытия на детских площадках, мы должны согласовывать с комитетом по градостроительству и архитектуре. Вот до чего мы дошли. Мы только праздники можем придумывать. Это очень мешает». 

«В депутаты устремились полусумасшедшие активисты, бездельники и просто болваны»

Что хотелось бы изменить в своей работе?

Виталий Грязнов: «Хотелось, чтобы МО обладало большими полномочиями и бюджетом, чтобы при встрече с главой или просто депутатом можно было высказать и за дорожки, и за площадки, и за мусорные баки, а он вместо отсылания в комитеты пошёл бы и решил вопросы сам. У нас в одном дворе муниципальная администрация сделала дорожку и осталось 10 метров грязи в зоне ответственности ЖКС. Но те пишут, что это должны исправлять жильцы. Вопрос на три рубля, а разговоров и переписок на три года. И самое противное, что доделать эти 10 метров без разрешения нельзя, потому что придёт счётная палата с прокуратурой и обвинит в нецелевом использовании средств. А люди на работу и учебу продолжают по грязи ходить».

Павел Кондрашов: «Хочется, чтобы в наших муниципалитетах была политическая конкуренция и конкуренция идей. Чем больше партий представлено, тем больше депутатов работает для жителей округа, так как каждый старается завоевать доверие. Сейчас конкуренция на выборах нездоровая: очень много партий и самовыдвиженцев были не допущены». 

Александр Михайлов: «В своей работе изменять ничего не хочу. Я всегда работал для самого простого человека — жителя муниципалитета».

Ольга Фаттуш: «Мне не нравится, что мы лишены преимуществ, какие есть у депутатов ЗакСа. Если пишем запрос в какой-то орган власти, то должны ждать 30 дней, как и обычные граждане. Тогда зачем мы вообще нужны, если не можем быстро помочь людям? Раньше депутат мог прийти в районную администрацию даже в неприёмные часы к начальникам. Сейчас ни к главе района, ни к замглавы не попадёшь — нужно писать заявление, заранее обозначать, с каким вопросом ты идёшь. Ну как так? Депутат же пришёл не свои личные вопросы решать, а вопросы граждан. Но тебя ставят в одну очередь с остальными. Но тогда граждане смогут решить свои вопросы быстрее и без депутатов. Есть такие вещи, которые не входят в полномочия мундепа. Расширить дорогу или поставить перекрёсток в муниципальном округе местная власть не может — это под силу только городу. По земельным вопросам наши полномочия заканчиваются лишь внутриквартальной территорией в округе». 

Фото: Павел Даиси / MR7

Ярослав Богданов: «За последние годы я наблюдаю две печальные тенденции в муниципальной жизни Петербурга. Первая — снижение финансирования местного самоуправления и уменьшение его полномочий. В начале 2000-х муниципалы спокойно могли ставить ворота с домофонами во дворах, ремонтировать площадки в детских садах и школах, организовывать детскую футбольную команду. Сейчас, увы, это стало невозможно. Вторая беда, на мой субъективный взгляд, — падение качества депутатского корпуса.

В депутаты устремились полусумасшедшие активисты, бездельники и просто болваны, наивно мечтающие поправить своё материальное положение. Некоторые даже умудряются избраться, а затем, поняв, что это не самая приятная общественная нагрузка, просто перестают посещать заседания совета депутатов.

В прошлом созыве из-за этого я бездарно потратил кучу времени, объясняя азы бюджетного процесса людям, которые ленились прочитать основы законодательства».

Ксения Лаврова: «В нашем "Владимирском округе" за последние годы мы реализовали множество важных проектов по благоустройству, создали службу бесплатной юридической помощи для жителей, организовали три фестиваля Владимирский live. Но уже в новом созыве мы планируем добиваться расширения полномочий муниципальной власти, чтобы ещё эффективнее решать жилищно-коммунальные и другие вопросы местного значения».

«Мешали работе нерадивые чиновники, бюрократическая система»

Довольны ли вы результатами своей работы уходящего срока? Что успели сделать, а что нет?

Виталий Грязнов: «Доволен. Сделал очень мало из того, что хотел, но получилось главное — люди стали лучше знать, кто у них депутаты, стали смотреть видео с советов, общаться в социальных сетях. Я приоткрыл дверь МО для обычного человека, и это не только моё мнение».

Павел Кондрашов: «Я доволен своей деятельностью, у меня хорошая узнаваемость в муниципалитете. Решены сотни проблем в сфере ЖКХ, приняты мои поправки в закон о благоустройстве, запущены мои проекты в сфере экологии и озеленении. Но также остались проблемы, которые предстоит решить новому составу депутатов».

Александр Михайлов: «Не всё удалось сделать, но многое. Мешали работе нерадивые чиновники, бюрократическая система, созданная сегодняшней властью».

Ольга Фаттуш: «Мне не стыдно за свои пять лет. Я не слышала от граждан в свой адрес никакого негатива. Я сделала сходы для маломобильного человека, организовывала массовую стерилизацию бездомных кошек в округе, помогала приютам. У меня не осталось ничего такого, чтобы я не сделала. 12 лет я добивалась создания кинологической площадки, и это получилось осуществить. Мне за себя не стыдно, чего не могу сказать о нашем составе. Мало с кем приходилось общаться. Как таковой командной работы не было, все разрозненные. Сложно назвать это командой, потому что не было единения, понимания, никто между собой не общался, только чистый формализм. Глава никогда не могла квалифицированно ответить ни на один вопрос, часто отсутствовала на собраниях. Хотелось какой-то направленности. Если ты находишься в команде, то должен быть командир, который будет всех вести за собой. А у нас всё было диаметрально противоположно. Самое обидное, что в советах положено созывать комиссии, но у нас они не работали, не было даже комиссии по бюджету». 

Сохранить все проекты, наладить личный приём граждан, оставаться полезным

Что планируете делать, если будете вновь избраны депутатом? (вопрос был задан депутатам, которые были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах).

Павел Кондрашов: «Первоочередная задача — это сохранить все запущенные проекты, добиться проведения капитального ремонта в ряде домов, благоустройства дворов, усилить работу в сфере контроля управляющих компаний и сделать жизнь жителей лучше». 

Фото: Павел Даиси / MR7

Александр Михайлов: «Если изберусь, в первую очередь налажу личный приём граждан, проведу анализ первостепенных проблем в округе № 18 и буду максимально их решать, подключая к работе власть, которая лишний раз ничего не хочет делать. Я единственный депутат, который обращался по вопросам жителей напрямую к президенту России, премьер-министру, министру МВД, генеральному прокурору и нижестоящим чиновникам. Не боялся, как все остальные муниципальные депутаты».

Ксения Лаврова: «В нашем Владимирском округе за последние годы мы реализовали множество важных проектов по благоустройству, создали службу бесплатной юридической помощи для жителей, организовали три фестиваля "Владимирский live". Уже в новом созыве мы планируем добиваться расширения полномочий муниципальной власти, чтобы ещё эффективнее решать жилищно-коммунальные и другие вопросы местного значения.
Я уверена, что депутаты являются надежным связующим звеном между властью и гражданами, и мы будем и дальше прилагать все усилия, чтобы быть полезными нашим жителям».

Ярослав Богданов: «Моё хобби — история нашего города. Я даже написал об этом книжку: "Три столетия между Лиговкой и Фонтанкой". Владимирский округ — одна из самых интересных частей старого Санкт-Петербурга. Это, а не открыточные виды набережных, является настоящим историческим центром. Здесь живет очень много талантливых и знающих людей, которых можно объединить на почве интереса к истории. Это могут быть лекции для больших и маленьких жителей, экскурсии по историческим местам их малой родины. И многое, многое другое».

«Сейчас просто беру тайм-аут, чтобы передохнуть»

Чем планируете заниматься дальше?(вопрос адресован к депутатам, которые в этом году не принимают участие в выборах).

Ольга Фаттуш: 

«Я подозреваю, что кому-то невыгодно моё депутатство. Оскорбительные высказывания повлияли на меня психологически. Подумала, что если начну подавать документы на регистрацию, то на меня начнут давить ещё сильнее. 

Но я бы не пошла сейчас ни от какой партии, только самовыдвиженцем. Но, как вы видите, у самовыдвиженцев нет никакого хода. Но я подожду ещё пять лет и, может быть, на следующие выборы буду баллотироваться, если что-то изменится. Но я не оставлю свою гражданскую активность. У меня это уже в крови. Неважно, депутат я или нет. Всё равно продолжу помогать. Сейчас стану больше заниматься животными, но если будут обращаться граждане, а мне всё время звонят и советуются, то помогу и им. Сейчас просто беру тайм-аут, чтобы передохнуть». 

Виталий Грязнов: «Меня сняли с этих выборов, но я буду поддерживать свою команду, буду так же разбирать сложные ситуации в округе. Вообще мне эта деятельность очень близка и приятна, я люблю говорить на публике, вступать в жаркие дискуссии и выше любых богатств оцениваю отклик от тех людей, которым я смог помочь».