Разные организации — разные статусы или нет?
По версии следствия, Вишневский* участвовал в деятельности нежелательной организации, когда в декабре 2023 года дал интервью движению «Голос»**. Российские власти считают его структурным подразделением «Европейской сети организаций по наблюдению за выборами»***, которую в 2021 году признали нежелательной на территории РФ.
На заседании адвокат Андрей Чертков отметил, что сторона защиты не отрицает, что Борис Лазаревич* действительно изложил позицию политической партии «Яблоко», в которой он является заместителем председателя по вопросам, связанным с проведением выборов — на тот момент выборов президента.
А вот «нежелательность» «Голоса»** сторона защиты не признаёт. В суде Чертков сообщил, что 16 мая этого года он направил запрос в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой разъяснить, принимались ли ими решения о признании движения «Голос»** нежелательной организацией. Ему ответили, что такое решение не принималось и в реестр таких организаций движение не входило.
— С одной стороны, Генеральная прокуратура говорит мне, что к движению «Голос»** у них никаких претензий нет, но с другой — районная прокуратура считает, что любое взаимодействие с ним уже является участием в другой запрещённой организации, — выступал на заседании адвокат.
«Позиция прокуратуры взята с потолка»
Он также отметил, что на сайте движения «Голос»** в 2023 году было опубликовано заявление, в котором говорилось, что они не причастны к деятельности «Европейской сети организаций по наблюдению за выборами»***. Более того, Чертков получил официальный комментарий от «сети»***.
— Надеюсь, прокурор меня не обвинит в том же, в чём обвиняют Вишневского*, но 15 мая 2024 года я направил в организацию «Европейской сети организаций по наблюдению за выборами»*** адвокатский запрос, где просил разъяснить, является ли движение «Голос»** их участником, учредителем, членом или структурным подразделением. На английском языке пришёл ответ, где было сказано, что оно никак не связано с их организацией. Этого не может быть, поскольку «Голос»** нигде официально не зарегистрирован, — объяснял Чертков.
Однако прокурор настаивал, что движение всё же является членом запрещённой организации. Он также указал в суде, что оно само об этом заявило, однако когда конкретно, прокурор не уточнял.
При этом выяснилось, что существует другая одноимённая ассоциация «Голос»**, которая действительно подписывала учредительный договор с «Европейской сетью организаций по наблюдению за выборами»***. Однако в 2020 году она была ликвидирована в РФ.
— Эти документы подтверждают, что позиция прокуратуры взята с потолка, — заявил Чертков.
Не экспертное заключение, а экспертное мнение
Также обсудили полученный на прошлом заседании акт экспертного исследования, на основании которого было возбуждено дело об административном правонарушении. Ознакомиться с ним у стороны защиты процесса получилось лишь к этому заседанию, до этого экземпляр был «нечитаем».
— Честно говоря, я совсем не понимаю, о чём идёт речь. Это просто экспертное мнение доцента Шмелёва, а не заключение. С моей точки зрения, этот документ вообще не имеет отношения к делу, — сказал Чертков.
Адвокат посчитал нужным обратиться к доктору юридических наук Михаилу Федотову и получить другую экспертизу. Его экспертная позиция сводится к тому, что предоставлено недостаточно доказательств, позволяющих утверждать, что движение «Голос»** является участником или членом другой запрещённой организации.
В интервью Вишневский*, как рассказал Чертков, не упоминал никаких названий запрещённых организаций, а просто высказывал своё мнение как политик, поэтому это не является нарушением.
Сторона обвинения просила отложить заседание, чтобы прокуратура изучила приобщённые стороной защиты к делу материалы — ответы генпрокуратуры и «Европейской сети организаций по наблюдению за выборами»***. Суд согласился и назначил следующее заседание на 14 августа.