Истории 🖼

«Я живу, пока живу в Музее» — как в Ленинграде «музеефицировали» блокаду

Людмила Белова. Фото: Фонд Государственного музея истории Санкт-Петербурга

На парадной лестнице особняка Румянцева на Английской набережной сегодня торжественно открыли памятный знак в честь Людмилы Николаевны Беловой — директора Государственного музея истории Ленинграда (ныне это Государственный музей истории Петербурга). На нём начертаны ее слова: «Я живу, пока живу в Музее». За 30 с небольшим лет под её руководством практически с нуля была создана мощная музейная империя с богатейшей коллекцией, которую знают во всём мире. И особое место в этой империи было отведено теме блокады Ленинграда. Сама пережившая в городе самую страшную зиму 1941-1942 годов, Людмила Белова стала одной из первых, кто после войны стал говорить: рассказывать и показывать, не замалчивать — историю «смертного времени».

Молодой директор никого не боялась

Памятный знак на особняке Румянцева открыли в день столетнего юбилея со дня рождения Людмилы Беловой. Сейчас музей ассоциируется в первую очередь с Петропавловской крепостью, но начинался он именно в этом особняке. Весной 1954 года специалиста Инспекции по охране памятников Людмилу Белову назначили директором Музея истории Ленинграда, который находился в то время в особняке Румянцева на набережной Красного флота (сегодня это Английская набережная). Людмиле Николаевне в тот момент было всего 29 лет. За плечами — блокада, эвакуация в Сибирь, возвращение домой, непростые послевоенные годы.

Тогда ещё никто не предполагал, что с приходом волевого, энергичного директора начнётся, по сути, новая музейная эра. В те годы, когда после известного Ленинградского дела ещё далеко не все пострадавшие были реабилитированы, заниматься историей города, краеведением было не то что не в чести, а даже опасно. Выпячивать уникальную историю великого города, мягко говоря, не рекомендовалось. Но Людмила Белова никогда никого не боялась. Она собрала замечательных специалистов, увлечённых своей профессией, и решительно взялась за дело.

Людмила Белова. Фото: Фонд Государственного музея истории Санкт-Петербурга

На поступок решится не каждый

Практически ежегодно в Музее истории Ленинграда появлялась новая экспозиция, и каждая становилась значимым культурным событием. Как считала директор, «музей не должен быть скучным», Людмила Аксенова, работавшая в музее старшим научным сотрудником несколько десятилетий, писала: Людмила Белова «создавала историю города по тем крупицам, которые можно было собрать, как из кусочков смальты складывают огромную мозаичную картину».

В 1964 году огромнейшие очереди выстраивались у филиала Музея истории Ленинграда — особняка Румянцева. Здесь в канун 20-летия полного освобождения города от фашистской блокады торжественно открыли экспозицию «Ленинград в годы Великой Отечественной войны». Людмила Белова предложила построить её по тематико-хронологическому принципу. Главной задачей было показать все основные события, связанные с обороной и жизнью осаждённого города. Создатели экспозиции постарались включить в неё многое из того, что осталось от разгромленного в 1949 году Музея обороны и блокады Ленинграда.

В 12 залах особняка разместили около 2000 реликвий, это подлинные вещи защитников Ленинграда, фотографии, оружие и обмундирование, произведения живописи, диорамы, карты и многие другие ценные экспонаты. В одной из витрин — дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, который попал в коллекцию из ликвидированного Музея обороны и блокады Ленинграда. Смелый поступок — в то время дневники считались, можно сказать, запретной темой, да и о блокаде говорили совсем не так, как в наше время. 

— В одном из залов, где располагалась военная экспозиция, Людмила Николаевна предложила повесить портреты руководителей города, которые стояли во главе Ленинграда в годы блокады, — рассказывает директор филиала Государственного Музея истории Петербурга Особняк Румянцева Татьяна Шмакова. — Так на стенде появились фотографии не только Александра Жданова и его ближайшего соратника Терентия Штыкова, но и репрессированных в связи с Ленинградским делом и расстрелянных в 1950 году Петра Попкова, Алексея Кузнецова, Николая Соловьёва. А ведь в те годы о Ленинградском деле боялись даже упоминать! И это был поступок мужественного человека, который понимал, что справедливость должна быть восстановлена. Хотя за это директора могли снять с работы…

Установка памятной доски в честь Людмилы Беловой

Фото: Павел Даиси / MR7

Татьяна Михайловна Шмакова пришла работать в Государственный музей истории Ленинграда в 1976 году.

— Людмила Николаевна принимала меня на работу и стала моей «музейной мамой», — вспоминает Татьяна Шмакова. — Она умела увлечь, воодушевить каждого. Блокада оставила в её жизни глубочайший след. Наш директор переживала первую и тяжелейшую блокадную зиму в Ленинграде. Однажды у неё украли продовольственные карточки, что означало почти неминуемую гибель. Но через два дня милиции удалось поймать вора, карточки вернули. Это было чудом. В военные дни Людмила Николаевна вместе со своей матерью работала в детском саду, позже им удалось эвакуироваться. Как ленинградка, прошедшая через тяготы войны, она понимала цену и тем событиям, и вещам, и документам.

В наше время военная экспозиция в Особняке Румянцева сохраняется в том виде, в каком была открыта чуть более 60 лет назад. Изменения вносятся редко, тогда, когда открываются новые и неизвестные факты о блокаде, обороне Ленинграда.

Известно, что Людмила Белова встречала каждую приезжавшую в Ленинград высокую делегацию, она участвовала во всех делах и событиях города, входила в различные советы и комиссии, была на прямой связи с первыми лицами северной столицы. 

В 1970-е годы, когда на площади Победы на народные деньги был построен Монумент героическим защитникам Ленинграда, коллектив Музея истории Ленинграда принял в создании экспозиции самое активное участие. За эту работу группа архитекторов, скульптор, директор музея были удостоены Государственной премии РСФСР. 

— В величественном Памятном зале Монумента с первых же дней проходили яркие, запоминающиеся мероприятия, — продолжает рассказ Татьяна Шмакова. — Проводились встречи с фронтовиками. В памятные даты люди приносили огромные букеты цветов — стела монумента и скульптуры в них буквально утопали.

Один из главных экспонатов Памятного зала — бронзовая летопись героических блокадных дней. Для того времени эта идея была инновационной. Сотрудники Государственного музея истории Ленинграда изучали газеты, много общались с кадровыми военными и описали события каждого дня блокады. А потом эти события выбили в бронзе. И вот уже сколько лет каждое утро сотрудники меняют числа, перелистывают эти страницы. Память сохраняется.

Из руин — в мировой музей

В том же 1954 году, когда Людмила Белова возглавила музей, власти города передали ему и комплекс зданий Петропавловской крепости. Тогда многие его сотрудники были уверены, что на восстановление уйдут десятилетия. Сохранились фотографии крепости послевоенных лет — по территории бывшего военного объекта разгуливали коровы, здания находились в плачевном состоянии, фактически это были руины. Чтобы привести всё в порядок, требовались невиданные по масштабу работы. И они были проведены! За считанные годы Петропавловская крепость превратилась в главный исторический музей Ленинграда, а Заячий остров — в заповедную зону, куда приезжали миллионы туристов со всего мира. 

В 1964 году удалось музеефицировать знаменитую тюрьму Трубецкого бастиона. Как вспоминают коллеги Людмилы Беловой, к этому объекту у директора было особое отношение, ведь когда-то в одиночной камере бастиона не один месяц провел её отец Николай Осипович Белов, старейший революционер.

В тюрьме Николай Белов оказался в 1896 году, когда в посёлке Лахта в местной типографии схватили группу рабочих, три года печатавших в цехах нелегальную революционную литературу. В этой группе был и наборщик Николай Белов, которому тогда исполнился 21 год. После Трубецкого бастиона ему вместе с товарищами пришлось провести ещё не один год в Верхоянске. Когда уже пожилой Николай Осипович пришёл в только что открывшийся музей в Петропавловской крепости, возле своей камеры он произнёс: «Думал ли я, когда здесь сидел, что когда-нибудь моя дочь будет руководить этой крепостью?!»

Враги оказались сильнее

В середине 1970-х произошло ещё одно эпохальное музейное событие: в год 150-летия восстания декабристов в Комендантском доме открылась масштабная историческая экспозиция. И снова, чтобы попасть туда, горожанам и гостям города нужно было отстоять в очереди не один час…

В 1980 году в музее появился новый филиал — в год столетия со дня рождения Александра Блока на улице Декабристов воссоздали квартиру поэта. Эта история заслуживает отдельного рассказа, ведь чтобы создать музей, нужно было расселить две коммунальные квартиры, найти деньги на собрание материалов, связанных с жизнью Александра Блока.

К 1987 году в Музей истории Ленинграда входили уже 10 филиалов. В тот год объявили выборы нового директора, и было сделано всё для того, чтобы Людмилу Николаевну не избрали. Её враги оказались сильнее. Своим преемникам и ученикам Людмила Белова оставила уникальное наследство, не имеющее себе равных.

Пенсия — не для таких, как Белова

Заслуженный отдых — не про Людмилу Белову. Когда через два года после её увольнения в Ленинграде приняли долгожданное решение воссоздать Музей обороны и блокады, она с радостью согласилась возглавить все работы по возрождению. И вновь занялась близкой и дорогой ей блокадной темой. Поисковики начали приносить свои бесценные находки, горожане отдавали в новую коллекцию дорогие вещи, хранимые годами в семейных архивах. И, как вспоминают коллеги Людмилы Николаевны, она расцвела, её глаза загорелись прежним огнём. 

На посту директора Людмила Белова успела проработать до лета 1993 года. И вновь так сложились обстоятельства, что она вынуждена была уйти. 

— Осенью того же года посетители сквера рядом с Соляным городком заметили, что каждый день сюда приезжает пожилая женщина, — говорит Татьяна Шмакова. — Она сидела на скамейке, смотрела на Музей обороны и блокады Ленинграда. Его сотрудники узнавали в женщине бывшего директора Людмилу Белову. С конца сентября Людмила Николаевна больше не приходила в скверик. В октябре мы узнали о том, что её не больше нет. Без любимой работы она прожила всего несколько месяцев…

При жизни Людмилу Белову нередко называли «главным экскурсоводом Ленинграда», а еще «императрицей», «комендантшей Петропавловской крепости». После смерти — «выдающимся музеологом». Сегодня её имя ставят в один ряд с корифеями отечественного музейного дела Анатолием Кучумовым, Борисом Пиотровским, Василием Пушкаревым, Семеном Гейченко.

СПРАВКА

Людмила Николаевна Белова родилась в 1924 году. 

Работала научным сотрудником в Управлении по делам архитектуры Государственной инспекции по охране памятников, заведующей сектором культуры и искусства отдела пропаганды и агитации Ленинградского горкома ВКП(б), директором Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов, директором Государственного музея истории Ленинграда (1954-1987), директором Государственного музея обороны и блокады Ленинграда. 

Современные филиалы Государственного музея истории Санкт-Петербурга получили «путёвку в жизнь» при Людмиле Беловой, другие стали в дальнейшем самостоятельными музеями.

Людмила Белова была одним из руководителей городской Комиссии по наименованию улиц и объектов. При её участии члены комиссии выработали принцип наименования улиц в новых кварталах города.

Людмила Белова имела звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», была награждена многими орденами и медалями, её имя занесено в Книгу Трудовой Славы Министерства культуры РСФСР (1982) и в Книгу Почёта Министерства культуры РСФСР (1983).

Она являлась членом Совета музеев истории и археологии ИКОМ ЮНЕСКО.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.