Истории

Берег Нижнего Суздальского озера потеряли в документах и теперь ищут в суде

Фото: предоставлено истцами

Жители квартала «Новая Скандинавия», что вырос на берегу Нижнего Большого Суздальского озера через суд пытаются вернуть государству — даже не себе — берег водоёма. В Горсуде рассматривается иск к комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Петербурга, чьими распоряжениями берег «ушёл под воду», а суша может достаться застройщикам. С февраля слушали стороны, 19 июля уже ждут решение.

Предыстория 

Во второй половине 2010-х люди начали покупать квартиры в новом ЖК «Новая Скандинавия». Застройщик — АО «Группа «Прайм» — сулил жителям квартала райскую жизнь на берегу Нижнего Большого Суздальского озера, но в 2018-м обанкротился. Дольщикам пришлось засучить рукава и при поддержке властей за три года они достроили своё жильё, а ещё вложились в благоустройство береговой территории, где разбили сквер — участок также принадлежал «Прайму». После банкротства застройщика он оказалась в залоге у Сбербанка и был продан с аукциона в конце 2019-го. Права на него перешли сначала к ООО «ПетроСити», а затем к его руководителю, Александру Новикову (в 2021-м он был избран депутатом ЗакСа от партии «Справедливая Россия — За Правду»)

Участок, расположенный вдоль берега озера, включал и береговую полосу. До 2019 года она благополучно лежала на суше, составляя одну треть участка. Согласно данным ЕГРН 2008 года, общая площадь участка составляла 3,17 га, а береговой полосы — 1,15 га.

Именно тогда — в 2019-м — комитет по природопользованию издал распоряжение №88-р, в котором обозначены координаты береговой линии Нижнего Суздальского озера, а также границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Во втором распоряжении - №202-р от 2021 года — приведены уточнения координат береговой линии для ряда участков побережья, в том числе и квартала «Новая Скандинавия». 

В идеале такого рода работы должны быть проведены на каждом водном объекте города. Но, разобравшись в содержательной части распоряжений, в том числе при помощи геодезистов, жители квартала выяснили, что, координаты большей части вновь установленной береговой линии переместилась в… акваторию водоёма с зарослями тростника и рогоза. Частично «легла» на фактическую акваторию и береговая полоса — участок шириной в 20 метров, на который, согласно Водному кодексу РФ, должны иметь доступ все желающие. Вот только отдыхать и гулять по воде топи граждане не могут, почему и обратились в суд.

Фото: предоставлено истцами

Истцы выдвигают претензии…

В декабре прошлого года 11 жителей «Новой Скандинавии» подали иск к комитету по природопользованию. 17 июля прошло очередное судебное заседание. У истцов к КПООС три основные претензии. 

Во-первых, петербуржцы борются за право пользоваться береговой полосой озера, что гарантирует им часть 8 статьи 6 Водного кодекса РФ. А вышеназванные распоряжения, по мнению истцов, лишили их этой возможности. Не будешь же загорать в воде и плавнях! 

Во-вторых, истцы и адвокаты заинтересовались методикой, с помощью которой было определено такое местоположение береговой линии. 


— Согласно пунктам 2 и 4 части 4 статьи 5 Водного кодекса РФ, береговая линия определяется для озера по среднемноголетнему уровню воды, — говорит адвокат Евгений Баклагин.

Ведь в живой природе положение уреза воды постоянно меняется. В жаркое, засушливое лето вода отступает, в паводок затапливает побережье. Разница между крайними положениями может составлять десятки метров. При определении положения береговой линии требуется определить среднее положение уровня воды по данным многолетних наблюдений.

Как утверждают истцы и юристы, многолетние наблюдения за уровнем воды в Нижнем Большом Суздальском озере не велись. «Береговая линия определялась по единственной карте составленной в 2018 году без использования всего объема актуального картографического материала имеющегося в распоряжении административного ответчика, а также без данных дистанционного зондирования Земли, — говорится в исковом заявлении жителей. — Отождествление границы озера на этой карте с береговой линией озера неправомерно». 

Наконец, третья претензия касается информационной закрытости оспариваемых распоряжений.

По закону нормативные акты, издаваемые органами власти и затрагивающие права и обязанности граждан, не могут применяться, если информация об их содержании не доведена до общественности. Спорные распоряжения в 2019-м и 2021-м опубликованы не были.

Фото: предоставлено истцами

Ответчик возражает 

Юрист комитета Галина Шелудякова в суде пояснила, что не считает оспариваемые распоряжения нормативными актами.

— Такова позиция комитета. Да, у нас уже было отрицательное решение суда по аналогичному распоряжению, но по другому делу. Суд признал его нормативным актом. Но мы решение суда обжаловали и на настоящий момент дело запрошено Верховным судом. То есть будет, возможно, рассматриваться. Мы считаем, что то, что уже установлено федеральным законом, уже установлено… — заявила Шелудякова корреспонденту MR7. 

Важно отметить: КПООС уже после подачи иска «новоскандинавами», всё-таки опубликовал оба распоряжения на своём сайте. Спустя, правда, соответственно пять лет и три года после их принятия… 

Возражения имеются и у других участников процесса. Заинтересованным лицом по делу проходит нынешний собственник земли Светлана Елисеева. Она заявила суду, что жители свободно пользуются береговой полосой, что им никто не мешает. То, что территория перегорожена забором, который упирается в береговую растительность, на что жалуются истцы, по её версии, ложь.

— Забор не доходит до береговой полосы на 12 метров, а до береговой линии — на 32, — сообщила Елисеева суду.

При этом она исходила из координат, согласно которым урез воды фактически оказался на дне водоёма. А живущим в реальной жизни людям, чтобы обойти преграду, нужно лезть в топкие плавни. 

— В чём может быть интерес Светланы Елисеевой? — задаю вопрос истице, жительнице «Новой Скандинавии», Елене Горных.

— Дело в том, что «сползшая» в озеро береговая полоса, «высвободила» часть участка новой владелицы, — поясняет Елена. — Согласно решению апелляционного суда, — а мы судимся с 2021 года, — площадь полосы, приходящаяся на частное владение, уменьшилась с первоначальных 1,15 га до 0,51 га. Эти полгектара должны быть возвращены государству. Если же считать, что береговая полоса всё же проходит по суше, то возвращать придётся больше гектара.

Наконец, в КПООС уверены, что методика определения береговой линии соответствует требованию закона. По словам ведущего специалиста отдела государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды комитета Владислава Шакурова, при определении координат был использован наиболее надежный — картографический метод, а также проводилась аэрофотосъемка водоема.

Выслушав стороны, судья Елена Витушкина объявила, что свое решение суд вынесет в пятницу, 19 июля. 

UPD 19.07 — суд в иске полностью отказал.