Истории

Никто не забыт? Как петербургский библиотекарь собирает истории «неизвестных» солдат

Фотографии из собрания Андрея Кулика

Всё, что от них осталось, — старые фотографии, с которых они пристально вглядываются в неведомое (и непременно счастливое) будущее. Да ещё подписи на обратной стороне. Боевой путь, повороты судеб стёрло Время. Петербургский историк, автор и ведущий экскурсий по Кировскому району, сотрудник Центральной районной библиотеки имени М. А. Шолохова Андрей Кулик делает всё, чтобы вытащить из забвения тех солдат и офицеров Великой Отечественной, о ком, как оказалось, больше некому вспомнить.

«Ни приметы, ни следа»?

Всё началось несколько лет назад. Андрей Кулик в тот момент занимался изучением формы и амуниции времен Великой Отечественной войны. Понадобился наглядный материал. Лучшей иллюстрацией могли бы стать фотографии фронтовиков. Андрей решил их собирать. 

Какие-то кадры передавали знакомые примерно с такими словами: «Кажется, это первый муж моей бабушки, больше ничего не знаю». 

Пожелтевшие снимки младшего лейтенанта Виктора Ганина много лет пылились в стенах старого дома. Их обнаружили случайно и сдали в скупку, где их и приобрёл Андрей. Фотографии сержанта Владимира Петрова историк увидел возле… мусорного контейнера. После случившегося пожара в квартире дома на Петроградской стороне выбросили полусгоревший письменный стол, ящики были выдвинуты, и в них лежал полуистлевший альбом. Несколько фотографий удалось купить с рук — владельцы таких реликвий знают, что они пользуются спросом у исследователей и коллекционеров.

Исследователь поначалу не особо вчитывался в подписи на обратной стороне всех этих фотографий. Постепенно, раз за разом перелистывая созданный фотоальбом, Андрей Кулик начал задаваться вопросами, кем же были все эти безвестные воины, как складывалась их жизнь? То, что они навсегда останутся безымянными, казалось несправедливым. Прямо по Александру Твардовскому, предвидевшему, что так однажды и будет: «Кому память, кому слава, кому темная вода — ни приметы, ни следа». Но сами они наверняка хотели бы, чтобы мы о них знали. 

Андрей Кулик. Фото: Елена Скородумова

И Андрей начал искать информацию. Его поисковая «экспедиция» стала настоящим марафоном с многочасовым погружением в архивные записи, на сайты различных баз — таких, как Обобщённый банк данных «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа» и других. Порой приходилось перебирать сотни одинаковых фамилий, чтобы идентифицировать именно того человека, что изображен на фотографии.

— Так шаг за шагом, день за днём я начал воссоздавать биографии тех неведомых солдат и офицеров Великой Отечественной войны, — говорит Андрей Кулик. — И был поражен: да ведь они все — герои, творцы Победы и нашей общей истории. А в ней не должно быть белых пятен. Узнавая судьбы солдат и офицеров, сделал для себя еще одно важное открытие: несмотря на все испытания, Великая Отечественная война фронтовиков не сломила.

«На долгую память»

Несмотря на то что у Андрея Кулика почти нет свободного времени, поиск не прекращается. Параллельно он работает сразу над несколькими судьбами. Сейчас, например, пытается узнать некоторые факты о жизни ленинградца Виктора Ганина. Это его несколько снимков были найдены в аварийном доме. Почти на всех — дарственные подписи девушке. Первое фото было сделано в 1939 году, последнее датируется 1946-м. И видно, как за время войны юноша превратился в умудренного опытом мужчину. Удалось выяснить, что Ганин родился и жил на Васильевском острове, до войны служил в армии, потом попал в танковые войска. Один из подвигов совершил в 1945-м на улицах Берлина, вступив в неравный бой с продолжающими сопротивляться немцами. Умер Виктор Ганин в Петербурге в 1993 году. Но вот кем была та девушка, которой предназначались фотографии? Может быть, в архиве ЗАГСа сохранились записи о его женитьбе? Надо выяснять.

Если помнить, то всех

— Я часто читаю лекции о Великой Отечественной войне, — рассказывает Андрей. — Аудитория самая разная. Каждый раз спрашиваю слушателей: что мы знаем о родных, чьи фронтовые или послевоенные фотографии хранятся в семейных альбомах? И в ответ слышу: увы, но нам почти ничего не известно. Это неизбежно: реальные образы, переживания, повседневная жизнь солдата на той далекой войне ускользают, а то время чаще всего воспринимаем через книги и фильмы.

Андрей Кулик считает, что наша память о войне почему-то избирательна, она как обелиск, где чьи-то имена читаются хорошо, какие-то с трудом, а некоторые и вовсе затерты:

— Мы с детства знаем Зою Космодемьянскую, Николая Гастелло и многих других. Но есть такие герои, кого незаслуженно забыли. Кто, скажем, сегодня слышал о радисте Ленинградского фронта старшем сержанте Рувиме Спринцоне, награжденном орденом Красного Знамени? — спрашивает историк и рассказывает о Рувиме.

В августе 1942 года вместе с товарищами он попал в окружение. Четверо суток радисты скрывались в убежище, но продолжали корректировать огонь артиллерии. Когда же враг подошел вплотную, Рувим Спринцон тихо произнёс: «Прошу огонь на нас». 

–А некоторые известные подвиги исказили настолько, что порой не сразу и вспомним, например, фамилии участников диверсионной группы Зои Космодемьянской или членов экипажа самолёта Николая Гастелло. 

Те, про кого писали книги, выпускали почтовые открытки с их портретами, оказались сегодня «без вести пропавшими».

Лишь совсем недавно их снова начали вспоминать… — говорит исследователь.

Андрей Кулик историей Великой Отечественной войны начал интересоваться ещё в детстве:

— Мой дед по линии отца Михаил Яковлевич Муравьев до 1941 года работал на машиностроительном заводе «Арсенал», ушёл в народное ополчение. Потом воевал на Пулковских высотах. После двух тяжёлых ранений дед был комиссован из армии и, несмотря на инвалидность, вернулся в 1944 году на свой завод, — рассказывает личную историю Андрей.

Он вспоминает, как проводил время со своей бабушкой по линии мамы Генриеттой Владимировной Ивановой. Она хорошо помнила послевоенное время, начало войны, часто рассказывала о тех днях. 

— Перед самым началом блокады Ленинграда их с прабабушкой эвакуировали из города на последнем поезде. Домой вернулись в 1944-м. К бабушке часто приходили её подруги, я рос в окружении поколения, которое считаю великим, — говорит Андрей Кулик. — Помню, как лет в пять испытал шок, когда однажды на пляже в Сестрорецке увидел, как один человек снял брюки и вдруг начал отстёгивать… свою ногу. Тогда ещё не знал, что бывают протезы. Бабушка разговорилась с этим отдыхающим, и я услышал, что он — офицер, его ранило на Одере уже в самом конце войны. Навсегда запомнился и наш сосед по даче. 

Каждый раз он пел одну песню. Произносил слова: «стальною грудью врагов сметая, пойдёт на битву двадцать седьмая» и начинал рыдать. 

Много позже узнал, что легендарная дивизия, в которой он воевал, была разбита в Белоруссии за считанные дни. Такие встречи, наша семейная история и определили мое решение стать историком.

Недавно в Центральной районной библиотеке имени М. А. Шолохова прошла выставка фотографий из альбома Андрея Кулика, которую назвали «Солдаты Великой Победы». Андрей говорит, что по мере пополнения фотолетописи выставка будет продолжаться. Ведь, если, как говорят, музыка живёт до тех пор, пока её исполняют и слушают, то и фотографии — до тех пор, пока мы на них смотрим.

Из альбома памяти, созданного Андреем Куликом

Василий Муравьёв. Фото: из собрания Андрея Кулика

Василий Ермолаевич Муравьёв (1920—?) 

Майор, начальник штаба 751-го стрелкового полка 165-й стрелковой дивизии. В Красной армии служил с 1937 года. Уроженец Пензенской области, село Миткирей. 

За организацию плана боя полка, обеспечения взаимодействия частей во время форсирования полком реки Одер в апреле 1945 года был награждён орденом Кутузова 3-й степени. 

Его точные действия позволили полку преодолеть водную преграду с наименьшими потерями и сразу продолжить наступление без задержек, что обеспечило оперативный успех общему наступлению дивизии. 

Мирсаяф Кудакаев. Фото: из собрания Андрея Кулика

Мирсаяф Аглиуллинович Кудакаев (1915—?) 

Младший лейтенант, командир взвода 1215-го стрелкового полка. В Красной армии с 1937 года. Уроженец Башкирской АССР, деревня Малаево. 

На фронте с первых дней войны. В декабре 1941 года в боях за деревню Бараново (Клинское направление) взвод под его командованием первым ворвался в деревню и завязал бой с немцами. В бою лично захватил двух немцев. 26 января 1942 года был тяжело ранен в руку и плечо, после чего его признали ограниченно годным. Демобилизован из армии в 1944 году. Награжден орденом Красной Звезды.

Виктор Бурко. Фото: из собрания Андрея Кулика

Виктор Константинович Бурко (1924—?) 

Младший лейтенант, командир роты разведки. Уроженец села Молчановка (современная Волгоградская область, в 1924-м — Царицынская губерния). В Красной армии с 1942 года. Призван как рядовой. Будучи бойцом отдельной 323-й разведывательной роты 248-й стрелковой дивизии, во время рейда в августе 1943 года участвовал в захвате батареи противника. Награжден медалью «За отвагу». Во время боев в октябре 1943 года вместе с разведгруппой участвовал в поиске «языка», группа вошла в один из хуторов и неожиданно атаковала немцев. В ходе боя было взято в плен 30 солдат противника, 18 автомобилей и прочего имущества. Из рядовых вышел в офицеры, в звании младшего лейтенанта принял командование 323-й разведывательной ротой. 20 апреля 1945 года его рота первой ворвалась в город Букков (под Берлином). В ходе боя лично подорвал бронетранспортёр противника. За этот бой был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

Алексей Шестаков. Фото: из собрания Андрея Кулика

Алексей Андреевич Шестаков (1914—1997) 

Гвардии капитан, командир штрафной роты и стрелкового батальона. Родился в деревне Копылы (Кировская область), из крестьян. После школы окончил курсы бухгалтеров в 1932 году. Работал бухгалтером на машинно-тракторной станции (МТС). В 1937-1939 годах проходил службу в Красной армии. В 1941 году был призван в армию, в 1942 году направлен в интендантскую школу. Участвовал в боях под Сталинградом как командир роты, был ранен. Награжден орденом Красной Звезды. В 1944 году в боях на реке Висле командовал 110-й «А» ротой 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта. 16 августа 1944 года штрафная рота во главе с Шестаковым, преодолев сопротивление противника, продвинулась вперёд на три километра и заняла населённый пункт Белобожи. Немцы предприняли восемь контратак, пытаясь вернуть населённый пункт. Рота отчаянно сопротивлялась: были подбиты три танка, один танк и бронетранспортёр сожжены, убито до 150 солдат противника. Шестакова тяжело ранили, но он продолжал командовать ротой, был награжден орденом Александра Невского. Во время форсирования реки Одер в январе 1945 года вместе со своей ротой переправился на подручных средствах через реку и занял оборонительный рубеж. Несколько дней рота вела бой с противником, после чего вместе с подоспевшим подкреплением перешла в атаку, захватив несколько населённых пунктов. В июне 1945 года за бои на Одере Алексей Андреевич Шестаков был удостоен звания «Герой Советского Союза».

Фёдор Полохин. Фото: из собрания Андрея Кулика

Фёдор Тимофеевич Полохин (1915—?) 

Капитан, командир огневого взвода 519-го артиллерийского полка 393-й стрелковой дивизии. Родился в Челябинске. Был призван в Красную армию в 1938 году. 

Участник боев на озере Хасан. Всю Великую Отечественную войну провёл на Дальнем Востоке. Затем, в августе 1945 года, участвовал в боях с Японией. 

Во время боёв за один из населенных пунктов лично возглавил атаку на японские позиции. В траншейном бою подразделение овладело укреплённым пунктом противника. За этот бой был награждён орденом Красной Звезды.

Виктор Никифоровский. Фото: из собрания Андрея Кулика

Виктор Арсентьевич Никифоровский (1917—2007)

Гвардии майор. Был призван в армию в 1940 году. Служил в пограничной зоне в Хабаровском крае. После начала Великой Отечественной войны вместе с воздушно-десантной бригадой, в которой проходил службу, был переброшен с Дальнего Востока на запад, воевал в 10-й гвардейской воздушно-десантной стрелковой дивизии. Участвовал в форсировании Днепра, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. В составе штаба бригады постоянно находился в передовых порядках, координируя связь штаба и бригад, в ряде случаев брал командование частями на себя из-за ранения основных командиров.

Награждён двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, различными медалями. Уволился из армии в 1946 году. В 1948 году поступил на механико-математический факультет МГУ, успешно окончил его и стал работать в академическом научно-исследовательском институте, где в 1962 году защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических наук. Впоследствии стал профессором кафедры высшей математики Московского вечернего металлургического института. Автор ряда книг по вопросам и истории математики.

Виктор Ганин. Фото: из собрания Андрея Кулика

Виктор Иванович Ганин (1921—1993) 

Гвардии лейтенант. Родился в Ленинграде, был призван в Красную армию в 1940 году. Попал в танковые войска. Командир танка Т-34 3-го танкового батальона 53-й гвардейской танковой бригады. Во время боёв на Львовском направлении (1944 год) танк под его командованием въехал на позиции немцев и уничтожил два противотанковых орудия. В этом бою Виктор Ганин был ранен (третье ранение за войну), но продолжил командовать машиной и участвовать в наступлении. Был награждён за этот бой орденом Красной Звезды. После ранения стал заведовать снабжением батальона автоматчиков танковой бригады. Во время боев на улицах Берлина, доставляя боеприпасы на передовые порядки бригады, он заметил группу немцев, обходивших наши части с тыла. Лейтенант Ганин организовал группу бойцов и вступил в бой с немцами, предотвратил их маневр и заставил отступить, взяв часть в плен. В этих боях он был дважды ранен. За этот бой был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Владимир Петров. Фото: из собрания Андрея Кулика

Владимир Андреевич Петров (1911—?)

Гвардии сержант, наводчик батареи. С самого начала войны воевал на Ленинградском фронте, позже — на 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах, войну закончил в Чехословакии. 

В боях на Ленинградском фронте был дважды легко ранен и один раз контужен. 

13 марта 1945 года орудие, где Владимир Петров был наводчиком, вступило в бой с немецким самоходным орудием на окраинах местечка Зибенхубен (Чехословакия). После третьего выстрела немецкая самоходка была уничтожена, также снаряды орудия рассеяли группу наступающих немцев. Таким образом была освобождена дорога для прохода советской колонны.

Николай Спиро. Фото: из собрания Андрея Кулика 

Николай Альфредович Спиро (1900—?) 

Интендант 3-го ранга, помощник начальника артиллерийского снабжения, майор административной службы, помощник начальника учебного отдела Высшей артиллерийской офицерской школы. Родился в Ленинграде, в Красной армии служил с 1919 года, в 1941 году пошёл добровольцем в составе 2-й дивизии народного ополчения. В сентябре 1941 года был серьёзно ранен в ногу во время эвакуации артиллерийских боеприпасов в районе поселка Тайцы. После госпиталей в 1942 году комиссован из строевых частей, был направлен на административную службу. В конце войны заведовал библиотекой учебного отдела.