Истории

Был журналистом, оказался комбатантом — как «голос петербургского Динамо» Владимир Шапошников стал бойцом в зоне СВО

Похороны Владимира Шапошникова. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

В Петербурге похоронили погибшего на СВО Владимира Шапошникова. Похороны состоялись 14 июня на Смоленском кладбище — спустя более семи месяцев после смерти. В прошлом журналист, пиарщик, а до того профессиональный военный прослужил год, а в ноябре 2023 года погиб «при исполнении боевого задания». Вернуть его тело в Петербург семья смогла только спустя полгода.

«Обычный пацан с Донбасса»

«Не все знают, но впоследствии именно голос Владимира Шапошникова слышали в телетрансляциях фанаты петербургского хоккейного “Динамо”», — написал о Владимире в соцсетях его друг и коллега Игорь Иванов

Владимир Шапошников. Фото предоставил друг погибшего Дмитрий

Сам Владимир Шапошников родом из посёлка Алчевска, Луганской области. По словам родственников, ещё в 14 лет он задумал поступать в Суворовское училище в Петербурге — так и случилось. В конце 1980-х Владимир переехал учиться, а после Суворовского поступил в военно-космическую академию имени А. Ф. Можайского.

Закончив учёбу, уехал служить в Воркуту — там занимался налаживанием связи с советской, затем российской, орбитальной станцией «Мир». Незадолго до службы на Севере он познакомился со своей будущей женой Ольгой — дело было под Новый год, вспоминает супруга. Вместе они прожили 25 лет — для обоих это первый и единственный брак.

— Он играл на гитаре, и меня это подкупило. Вообще, он творческий человек — закончил музыкальную школу, в академии у них была своя группа, он ещё на фортепиано играл, — вспоминает Ольга.

После возвращения из Воркуты Владимир решил снять военную форму — он занялся 3D-графикой и устроился работать на один из петербургских телеканалов монтажёром. Тогда же познакомился Дмитрием, который стал его лучшим другом. Вместе они создали рекламное агентство и снимали телевизионные рекламные ролики, например, для компании «Хлебный дом» (Fazer). 

— Вначале я был режиссёром, Вовка — криэйтором. У него была офигенная сильная черта — мог вычленить и записать все идеи. Мы писали сценарии с утра до вечера. А вообще он был такой, обычный пацан с Донбасса, — описывает Дмитрий. 

Владимир Шапошников (слева). Фото предоставил друг погибшего Дмитрий

В одном из роликов снялся и сам Владимир — это реклама компании «Транзас». Окна здания, где находится офис фирмы, выходят на Смоленское кладбище — в ролике Владимир проходит напротив того места, где спустя 20 лет его похоронят. 

После рекламного проекта, в конце нулевых, Владимир ушёл на телевидение — работал в спортивных редакциях на НТВ, «Пятом канале», «100 ТВ». Татьяна Чернова — одна из его коллег с телеканала «100 ТВ», а затем и по команде «Динамо», с которой они работали с середины 2010-х, описывает его как спокойного человека с «позитивным настроем». 

— Он комментировал матчи «Динамо». Я не знала, что у него есть военное прошлое, но его выдавала выправка — он всегда был осанистый…

Хороший, улыбчивый парень — я никогда не помню его голос в злом, раздражённом состоянии. И более того, он был очень профессиональным журналистом — мне казалось, он разбирается во всём — мог и в стрессовых ситуациях всех организовать, и в технике разбирался, и матчи прокомментировать, — описывает погибшего Татьяна. 

Владимир Шапошников. Фото предоставил друг погибшего Дмитрий

Именно Владимир был комментатором одного из самых длинных матчей в истории российского хоккея — рекордные 163 минуты в 2018 году длился финал Высшей хоккейной лиги между «Динамо» и «СКА-Нева». Команда «Динамо», в пресс-службе которой он трудился, и стала его последним местом работы. 

Параллельно с журналистской карьерой Владимир создавал и семью — в браке с Ольгой у них родилось двое детей. Старшая дочь сейчас учится на первом курсе, а сын ещё школьник — мальчик только заканчивает девятый класс.

Решение уйти 

— Для него всё началось ещё в 2014 году. Он был вовлечён — следил за новостям, каждый день смотрел, как передвигается линия фронта. Я уверен, у него ни разу не было даже мысли, что Россия что-то делает не так. Он не мыслил себя вне России, — вспоминает Дмитрий. 

В зону СВО Владимир отправился осенью 2022 года — после того, как объявили частичную мобилизацию. На тот момент ему было 48 лет. 

По воспоминаниям жены, утром 3 октября Ольга отвезла его в военкомат, через несколько часов он сообщил, что уходит. Перед отбытием в зону боевых действий, в конце октября, Владимира на один день отпустили домой — отметить годовщину свадьбы.

Владимир в зоне СВО. Фото из соцсетей друзей погибшего

Шапошников в зоне СВО служил командиром роты управления мотострелкового полка в звании капитана. Также занимался и поиском оборудования для бойцов. Через знакомых находил рации и ноутбуки, которые на фронт отправляли друзья и волонтёры. 

— Год мы общались переписками — время от времени, когда связь была. Он всегда писал: «У меня всё нормально, всё хорошо», — рассказывает Ольга. 

Последний раз друзья и семья видели Владимира весной 2023 года — тогда он приезжал в отпуск в Петербург. 

— Вдруг мне звонок с неизвестного номера «Привет, встретишь? Я приезжаю завтра». Я не сразу понял, что это Володя, — описывает Дмитрий.

— И вот я встречаю его с вокзала — в камуфляже, с огромным рюкзаком, исхудавший. Показывает синяк — обстреливали. Мы сразу едем за цветами, а потом к Оле на работу — он как раз на её день рождения приехал.

Во время отпуска — две недели — Владимир занимался домом и семьёй. Чинил плинтуса, доделывал ремонт. А также искал оборудование для роты, покупал снаряжение. Друзья видели его только в военной форме. Мыслей остаться, по словам близких, у него не было. 

— Спецоперация его изменила — да, это был Володя, но уже с военной надстройкой, — вспоминает друг Владимира. 

Похороны спустя полгода

Дмитрий показывает переписку с Владимиром: «Выдалась-таки минутка свободная. Привет, у меня все нормально, насколько это возможно. Просидел полтора месяца на передке, сейчас чуть подальше. И поспокойнее. Хотя тут не угадаешь — полчаса назад в 200-х метрах прилетело..» — пишет Владимир. Затем 3 февраля друг поздравлял бойца с днём рождения. Спустя несколько дней Владимир записал в ответ «кружочек» на фоне снежных полей в военной форме, где передавал привет и говорил спасибо. Ещё несколько сообщений: «как дела», а затем карта с местом захоронения Владимира и дата похорон — это с его аккаунта прислала уже жена. 

Тело Владимира Шапошникова доставили в Петербург только 10 июня. Погиб он ещё 17 ноября 2023 года.

— Узнала я почти сразу, ещё в ноябре. Но полгода у нас была надежда, что это не так, — рассказывает Ольга. 

О смерти Владимира жене рассказали сослуживцы. Спустя несколько недель, в конце ноября, военкомат прислал запрос на ДНК детей — это необходимо для опознания. В следующий раз позвонили только в середине мая — уже из госпиталя в Ростове-на-Дону. Сообщили, что нашли тело Владимира. Друзья также пытались узнать о том, что произошло с ним — по их словам, из официальных ведомств никаких ответов так и не последовало.

— Когда мне рассказали, что Володя воюет, я представляла, что он связист, сидит сейчас где-нибудь с военной техникой. А может, он корреспондент военный — разные мысли были. Но на тот момент он был уже несколько месяцев мёртв, — вспоминает коллега Татьяна.

Похороны Владимира Шапошникова. Фото: Дарья Дмитриева / MR7

Похоронили Владимира на Смоленском кладбище в закрытом гробу с почётным караулом утром 14 июня среди других могил с флагами военных частей. Место выбрали не случайно — здесь же похоронена и его мать. 

Проводить в последний путь мужчину пришли более ста человек, среди них коллеги погибшего — журналисты и телевизионщики, сослуживцы из академии и родственники. После официальной части с прощальным словом от военного комиссара Василеостровского района и представителей местной администрации у могилы Владимира пели песни, а на надгробии повязали шарфик с логотипом «Динамо». 

— Дочка написала в память стихотворение, она говорила: «Папа, я бы очень хотела, чтобы ты был у меня на свадьбе и танцевал с мамой» — у меня были очень большие планы на этот счёт, — отмечает Ольга.

Похороны Владимира Шапошникова. Фото: Дарья Дмитриева / MR7