Комментарий

Боль приходит со временем: почему петербуржцы обгорают под солнцем до реанимации

Вот так лежать на пляже — очень опасно. Фото: Олег Золото /MR7

Лето 2024 года принесло ожоговому отделению больницы скорой помощи имени Джанелидзе уже четверых перезагоравших пациентов. Обычно за сезон их 5-10. Как можно с пляжа уехать в реанимацию и почему люди не чувствуют, что пора уходить с солнца?

Ожоги возникают незаметно

28 мая примерно в 16:00 21-летняя жительница Московского района вышла позагорать на крышу общежития. Через несколько часов у неё обгорело 80% тела, девушку увезли в больницу. 

16 июня стало известно ещё об одной пострадавшей. 23-летняя девушка провела солнечный день на берегу Финского залива. В больницу её в полуобмороке привезли подруги. Врачи диагностировали у пострадавшей ожоги 60% тела. 

Ещё о двух случаях в НИИ скорой помощи не распространяются, ссылаясь на запрет разглашения личных данных.

Почему эти любители загара не среагировали раньше и не ушли с солнца до того, как им стало плохо? Для врачей ситуация не удивительна. Как объяснил руководитель термических поражений НИИ скорой помощи имени Джанелидзе Евгений Зиновьев, солнечные ожоги начинают болеть не сразу. Реакция на ожог может возникнуть уже после того, как люди ушли с пляжа — спустя несколько минут или часов. В сосудах под воздействием температуры постепенно увеличивается кровоток, отекают мягкие ткани, они сдавливают нервные окончания, и только тогда появляется боль. 

Кроме того, при гипертермии (перегреве) теряется жидкая составляющая крови — плазма. Возникает обезвоживание.

Как результат — плохое самочувствие, жалобы, вызов скорой.

— Люди, которые неконтролируемо находятся на солнце, получают обширные повреждения кожи. Это сопровождается системной реакцией организма. Она может быть разной, вплоть до ожогового шока, — объясняет Евгений Зиновьев.

Но если состояние не тяжелое, справиться с обгоранием можно и дома: главное — больше пить.

Загорать нельзя никому

По словам Евгения Зиновьева, смуглая кожа считается менее чувствительной к солнцу — её защищает меланин. Светлокожие люди на солнце реагируют быстрее и сильнее. Кроме того, чувствительность кожи к ультрафиолету повышает алкоголь и некоторые препараты, в том числе антидепрессанты и психотропные.

Но в целом медики загорание не одобряют. Евгений Зиновьев уверен: избыточная инсоляция только вредит. Слова о том, что загар укрепляет иммунитет — это миф. Зато онкологические заболевание чрезмерное потребление ультрафиолета провоцирует — доказана связь солнечных ожогов и развития меланомы и рака кожи. Людям, которым находиться на солнце необходимо, следует надевать одежду, закрывающую ноги и руки, головной убор. 

Загорать, считает врач, можно только по рекомендации физиотерапевта — и строго в том объёме, как рассчитает специалист. Если без загара совсем никак, то хотя бы соблюдать правила безопасности: выходить загорать утром или вечером, когда нет прямых солнечных лучей.