Репортажи 🖼

Не только ПМЭФ: ярмарка искусства «1703» проходит в Манеже

Фото: Павел Даиси / MR7

В ЦВЗ «Манеж» к ПМЭФ открылась ярмарка искусства «1703». MR7 побывал на ней и рассказывает о том, что интересного можно найти на одном из крупнейших событий в арт-мире Петербурга.

В этом году ярмарка проходит уже в третий раз. Как и два предыдущих, она дополняет культурную программу Петербургского международного экономического форума и завершается на следующий день после его окончания — 9 июня. По сравнению с прошлыми выпусками число участников выросло до 45, в прошлом году на ярмарке были представлены 36 галерей и некоммерческих институций, а в 2022 их было всего 17.

Фото: Павел Даиси / MR7

Как отметила директор ярмарки Алиса Преснецова во время приветственного слова, из года в год ярмарка расширяет свою географию, и в этом выпуске представлены участники из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Калуги, а также две зарубежные галереи — из Стамбула и Дубая. С последней, впрочем, все оказалось не так однозначно. Но об этом чуть дальше. 

Два этажа ЦВЗ «Манеж» оказались поделены между четырьмя секциями: «Основа», «Алгоритм», «Проект» и «Материал». В первую попали галереи со своим пространством и постоянной выставочной экспозицией. Секцию «Алгоритм» представили галереи и платформы, работающие с новыми медиа и цифровым искусством, «Проект» — художественные объединения без постоянного пространства, а «Материал» — институции, исследующие работу художников с различной основой для своих произведений.

Фото: Павел Даиси / MR7

Петербург в этом году представлен 17 выставочными пространствами, среди которых Marina Gisich Gallery, ThirdPlace NFT, DiDi Gallery, галерея Myth, Limonov Art Foundation и другие.

Любая ярмарка — это всегда многообразие. Это возможность встретить в одном месте директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и уличного художника Виктора Забугу. Это срез состояния арт-мира в определенный момент времени, а ещё возможность в одном месте познакомиться с многообразием техник, стилей, материалов, в которых работают художники в третьем тысячелетии.

Фото: Павел Даиси / MR7

Сегодня современное искусство использует совершенно разные медиумы для передачи замысла автора.

Так, в центре визуальной культуры BETON предпочитают работать не с фотографическим изображением, а с его отпечатком, показывая, что и он может быть произведением искусства. Среди работ, которые представлены на стенде ЦВК BETON, снимки гонконгского фотохудожника Алмонда Чу и петербургского автора Андрея Чежина.

Фото: Павел Даиси / MR7

К переосмыслению фотографии как искусства кураторы обращаются и на совместном стенде фотогалерей Art of Foto и Zernogallery. Пространство между веком XX и днём сегодняшним разграничено центральным проходом. На одной половине: легендарное «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея, чуть в стороне — его же работа с детьми, играющими на пляже и датой «21 июня 1941 года», — между этими снимками метр белой стены и десятки миллионов жизней. Продолжает поднятую тему того, как изображение может контрастировать с физической реальностью, работа «Диссонанс» уже современного фотохудожника Сергея Щербакова. 

Фото справа сделано 21 июня 1941 года. Фото: Павел Даиси / MR7

Почти пасторальный пейзаж с детьми, идущими по летней сельской дороге, распадается на шесть частей, становясь метафорой хрупкости всего того, что нас окружает, метафорой вечного 21 июня. И на контрасте — абстрактные работы Сергея Егорова в технике генеративной фотографии, технике, присущей уже совсем иной эпохе.

Статус международной ярмарке придают две галереи — стамбульская Ambidexter и дубайская InLoco Open Storage. 

Стамбул — родина одной из крупнейших ярмарок современного искусства Contemporary Istanbul, и за те годы, что она проводится, в городе сформировался высокий уровень галерейной культуры. Оттого посмотреть, что привезли гости из Турции в Петербург, как минимум стоит для того, чтобы получить представление о взглядах на современное искусство вне российского культурного контекста. 

Улаш Паркан (слева) — руководитель галереи Ambidexter. Фото: Павел Даиси / MR7

Как рассказал MR7 основатель Ambidexter Улаш Паркан, его галерея в основном работает с художниками в возрасте до 35 лет. В Петербург привезли работы молодых турецких авторов, а также художников из Аргентины, Англии, США и Эстонии. Это уже второй выпуск ярмарки, в котором турецкая галерея принимает участие. По словам Улаша, он был очень удивлен, когда узнал, что до этого в таком красивом городе, как Петербург, не было своей ярмарки современного искусства, при том что в Москве к тому моменту уже много лет проходила Cosmoscow и ряд ярмарок поменьше.

Вторым иностранным участником стала дубайская галерея InLoco Open Storage. Хотя при первом же взгляде на стенд галереи поклонник современного искусства из Петербурга может ощутить дежавю: Максим Има, Турбен, Никита Dusto, Сергей Хеато, — имена, которые, скорее, ассоциируются с объединением 10.203 (их «галерея» давно работает в пространстве «Ист-Кабель»). В разговоре с одним из кураторов стенда выяснилось, что другим проектом галереи является открытое уже второй год пространство «Стрит-арт хранение» на территории «Севкабеля». Собеседник MR7, рассказавший о стенде, даже немного удивился, когда услышал, что их стенд заявлен как зарубежный.

Фото: Павел Даиси / MR7

Помимо стендов галерей, в этом году для гостей ярмарки приготовлена обширная параллельная программа. За пять дней ярмарки в «Манеже» пройдет 21 лекция и дискуссия о современном искусстве, культуре и истории коллекционирования, развитии арт-рынка в регионах. Своими знаниями поделятся ведущие специалисты арт-индустрии. Параллельная программа — это в целом то, что отличает ярмарку «1703» от других подобных: не только в дни ярмарки, но и в течение всего года организаторы проводят лекции и круглые столы, посвященные проблемам российского и мирового рынка искусств, на которых может присутствовать любой желающий.

Где: ЦВЗ «Манеж», Исаакиевская пл., 1

Когда: до 9 июня