Новости

Выставка, посвящённая Льву Додину, открылась в Шереметевском дворце

В музее театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце открылась выставка «Лев Додин: жизнь человека». Она приурочена сразу к двум юбилеям — 14 мая художественному руководителя МДТ исполнилось 80 лет, а уже осенью столько же будет Малому драматическому.

Фото: Алексей Матюхин / MR7

Сегодня почти невозможно представить, что когда-то в МДТ не было Додина. Говоря «Додин», как-то сразу думаешь об МДТ, а собираясь в МДТ, собираешься «на Додина». И это неспроста — театр и режиссёра связывают четыре десятилетия, — ровно половина жизни и для одного, и для второго. За эти годы Лев Абрамович поставил десятки спектаклей, выпустил несколько актёрских и режиссёрских курсов и создал блестящую команду, которую, к сожалению, совсем недавно покинул Валерий Галендеев, — великого педагога, преподавателя сценической речи не стало в январе этого года. 

Фото: Алексей Матюхин / MR7

Создатели выставки не пытались охватить все творчество Додина, а остановились на исследовании того, как режиссёр видит отношения человека со страной, миром, другими людьми и богом. Каждой оппозиции посвящён свой зал.

«Человек и страна» рассказывает о спектаклях «Дом», «Братья и сёстры», «Gaudeamus», «Чевенгур», «Жизнь и судьба». Кажется, страшный для России XX век исследован Додиным вдоль и поперёк: трагедия крестьянства на Русском Севере в тяжелые военные годы в «Братьях и сестрах», неустроенность армейского быта в «Gaudeamus» (наверное, беспощаднее об этом говорил только Виктор Астафьев в первом томе «Прокляты и убиты»), утопия социалистического строительства в «Чевенгуре». Особое место отведено легендарному спектаклю «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана. Это бросается в глаза уже при входе в зал, разделенный металлической волейбольной сеткой — декорацией из того спектакля. Это вдоль неё маршируют узники лагерей, напоминая нам, что порой тоталитарные режимы разнит лишь цвет лагерных бушлатов. А «Письмо еврейской матери сыну», которое читает со сцены Анна Семеновна Штрум, в исполнении Татьяны Шестаковой, — вечный символ того, что способен сотворить человек, ведомый безумными идеями государства. 

Фото: Алексей Матюхин / MR7

В зале «Человек и мир» представлены постановки «Король Лир», «Гамлет» и «Повелитель мух». Спектакль по одноименному роману Голдинга продолжает тему, поднятую в «Жизни и судьбе», показывая, что корень зла часто сидит в нас самих, и чтобы оно дало ростки, не обязательно ждать команду извне. История о мальчиках из благополучных семей, создавших на необитаемом острове фашистское государство — яркий тому пример. 

Изучив отношения человека и внешнего, создатели выставки обращаются к отношению человека с самим собой. «Человек — Человек» — это прежде всего разговор о Чехове. За годы работы Додин, кажется, поставил всего Антона Павловича, причём некоторые пьесы — не по одному разу. Как однажды выразился сам мастер: «Нельзя поставить классику несовременно — театр всегда говорит сегодняшним языком. Вопрос, современный или несовременный спектакль, в одном: волнует он вас или нет, имеет к вам отношение или не имеет». Поэтому «Чайку» 2001-го и «Чайку» 2022-го прежде всего отличают эпохи, первичные по отношению к режиссёрскому замыслу. В начале мая в МДТ состоялась ещё одна премьера по Чехову — диагноз сегодняшнему дню Лев Абрамович ставит в «Палате № 6».

Фото: Алексей Матюхин / MR7

В последнем зале авторы выстраивают вертикаль «Человек — Бог». И для разговора об отношениях с Богом режиссер выбирает другого собеседника — Фёдора Достоевского. Прошли те времена, когда о том, что ищет человек, приходя в театр, можно было сказать по тому, видел ли он «Бесов» в МДТ. Легендарный восьмичасовой спектакль по одному из самых страшных романов русской литературы давно снят с репертуара, но сегодня в афише «Братья Карамазовы» и ещё совсем недавно был «Подросток». «Братьев Карамазовых» Додин репетировал четыре года. В итоге получился выдающийся спектакль, спектакль о человеке, созданном по образу и подобию, но вот только чьему? Ответ на этот вопрос каждому предстоит дать самостоятельно.

Фото: Алексей Матюхин / MR7

Где: Музей театрального и музыкального искусства, набережная реки Фонтанки, 34

Когда: до 20 октября

0+