Репортажи 🖼

Сбежавший с бала Пушкин и трофейная техника со СВО — как в Петербурге прошла «Ночь музеев»

Фото: Павел Даиси / MR7

Ночь с 18 на 19 мая в Петербурге выдалась активной и интересной. А всё потому, что в 19-й раз состоялась всероссийская акция «Ночь музеев». Более 130 культурных пространств были открыты для посещения в ночное время. В этом году основной темой мероприятий стали лексикон и 225-летие со дня рождения Александра Пушкина. Но, как выяснилось на «Ночи музеев», немногие могут похвастаться своим большим словарным запасом, а день рождения Пушкина можно отметить и без самого Пушкина. Подробнее о том, как прошла эта ночь, в материале MR7.

Знания по русскому языку и литературе «неудовлетворительные»

В этом году участие в «Ночи музеев» принимало 13 новых площадок. В их число вошёл дом государственной службы. Ещё несколько лет назад это было разрушенное и забытое всеми здание, а теперь в нём учатся юристы президентской академии РАНХиГС.

В «Ночь музеев» академия решила презентовать новый корпус, но сделать это в формате спектакля. Гости узнали, что в середине XIX века в этом месте проводились «увеселительные» мероприятия: итальянский композитор Цезарь Пуни, создатель первого балета на русскую национальную тему «Конёк-Горбунок», давал в этом здании музыкальные концерты. 

В 1881 году участок выкупили, и в здании открылась богадельня и школа. В нём стали жить и учиться дети из бедных семей. За помощью сюда можно было прийти и старикам. Студенты попытались передать атмосферу этого исторического периода — по углам в коридоре сидели «нищие», а между ними бегала сестра милосердия и подавала еду. 

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Следующий зал «реконструировали» под класс педагогического института имени Герцена. Наукам здесь учили в начале XX века. 

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

А вот в период Великой Отечественной войны в здании был госпиталь. Двум раненым после боя даже успели сделать перевязку во время экскурсии.

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

О здании забыли в 2009 году, а позже всё пришло в полное запустение. Но в 2014 году его передали во владение президентской академии, однако до ремонта руки дошли лишь в 2021 году. И вот в 2023-м исторический дом вновь стал функционировать. О недавних руинах напоминают лишь фотографии, расставленные по коридорам. 

— Мы хотим показать, какая это замечательная локация, и сделать здание городским достоянием. Идея подать экскурсию в формате спектакля пришла именно студентам. Они сами придумывали текст, подбирали стихи и песни, — рассказала Вероника Иванова, советник директора и начальник управления внешних коммуникаций и маркетинга. 

Гости отметили, что без сценок слушать исторические справки было бы скучно. 

Вечер не ограничился лишь экскурсией — после прогулки по зданию все пошли проверять свои знания чинов в «Табели о рангах» (список с перечнем соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами. Был учреждён Петром I в 1722 году и использовался почти 200 лет). Итог: у всех они оказались плохими. 

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Вопросы касались знаний и русской литературы. К примеру, как обратился Тонкий к Толстому, когда узнал, что тот занимает высокую должность в повести Антона Чехова? Правильный ответ: «Ваше превосходительство».

Старшее поколение хоть и отвечало на вопросы бодро, результаты никого не порадовали. Ошибки оказались у всех. 

Много стрельбы и экспонаты из СВО

Свою «ночную» программу также представил Артиллерийский музей. Там тоже углубились в изучение истории. На основной площадке развернулась выставка военного оружия как древнейших времен, так и современности. Гости взялись стрелять по мишеням из лука, арбалета и более серьёзных оружий. Навыкам стрельбы из пистолета обучали даже совсем малышей. 

Фото: Павел Даиси / MR7

Особый интерес вызвала у присутствующих экспозиция, расположенная за зданием музея. Обычно она всегда закрыта, но не в «Ночь музеев». На ней представлены образцы ракетной, артиллерийской и инженерной техники разных стран и исторических периодов. Стояли даже привезённые со СВО — «трофейные» БТР-3, БТР-4 МВ и боевая бронированная машина International MaxxPro, которые были захвачены в 2023 года, когда ВС РФ пресекли попытку диверсантов проникнуть в Белгородскую область. Детей экспонаты заинтересовали так же, как и взрослых. 

Фото: Павел Даиси / MR7

«Шаловливыми ручками ничего не трогать»

В центральном музее железнодорожного транспорта тоже занимались полезными вещами. Там, конечно, не учили стрелять из арбалета, но показали, каково это — работать на РЖД. Гостей в эту ночь провели в обычно закрытое фондохранилище и показали, на какую кнопку пульта управления нужно нажать, чтобы поезд успешно добрался до конечной станции. Дети задумку оценили, но немного расстроились, когда экскурсовод предупредила — «ничего нажимать и трогать шаловливыми ручками нельзя».

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

«Дирижируемая импровизация» с шаркунком и дудочкой

А вот в музее искусства Петербурга XX-XXI веков руками всё можно было трогать, и более того — даже поиграть на ударных инструментах. 

Сотрудники музея посчитали, что просто ходить в тишине и изучать скульптурные работы, картины и арт-объекты — это неинтересно. Гораздо веселее изучить, могут ли экспонаты издавать звуки. 

«Озвучить картины и скульптуры» помогла искусствовед и музыкант Станислава Малаховская. Суть выставки заключалась в том, что в течение лекционной части желающие могли взять понравившийся музыкальный инструмент и попытаться представить, какое звучание может быть у экспоната. По словам Станиславы, это можно считать «дирижируемой импровизацией». 

Искусствовед Станислава Малаховская. Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Поначалу это всё воспринимается как какофония — люди пытались одновременно сыграть свою мелодию, но выходило как-то разрозненно. Всё-таки позже удавалось подхватить общий ритм, и получилась музыка.

— Людям всегда нравится участвовать в подобном. Это намного лучше, чем просто слушать нудную лекцию. Арт-медиация — это обращение не к интеллекту, а к эмоциям. С музыкальным инструментом в руках гораздо проще прочувствовать то, что хотел сказать художник, — рассказала Станислава. 

Возле треугольника в центре лежит шаркунок. Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Многие музыкальные инструменты Станислава привезла из своей личной коллекции. Например, шаркунок (русский народный музыкальный инструмент из бересты, похожий внешне на рубанок) приехал из Архангельской области. 

Искусствовед также поделилась, что в этот год «Ночь музеев» выдалась особенно необычной, потому что ей впервые удалось попробовать озвучить не только картины, но и скульптуры — зазвучали работы мастеров Константина Симуна и Дмитрия Вайнмана. 

Константин Симун. Проект памятника для Санкт-Петербурга. Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Также Станислава рассказала, что вечером пришло неожиданно большое количество гостей. Только на первом сеансе, по её словам, было около 40 человек. Из-за такого интереса к арт-медиации в планах у работников музея провести подобную экскурсию ещё раз через месяц.

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Сказки на ночь в музее театрального и музыкального искусства

Свою программу на «Ночи музеев» представил музей театрального и музыкального искусства. С самого вечера там играли спектакли и проводили экскурсии, а в полночь читали детские сказки. 

Персонаж «Лампа» одного из спектаклей. Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Классический рассказ об истории русского театра разнообразили кроссвордом с театральной терминологией. Слушать экскурсовода нужно было внимательно, чтобы после ответить на вопросы. Однако немногие принялись разгадывать кроссворд и забрали его домой.

Особенностью этого года стала возможность для молодых режиссёров и актёров самостоятельно показать свои постановки на сцене.

Перформанс «Сказки на ночь», показанный в полночь, тоже стал студенческой постановкой. Над ней работали Татьяна Жуковская и Анастасия Широкова. Главную роль в моноспектакле сыграла Наталья Смаль. 

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

В основу легли сюжеты известных сказок. Бабушка, главная героиня, рассказывала всем известные сказки перед сном — про Берту Златоножку из произведения английской писательницы Элиноры Фарджон и Дюймовочку из сказки Ганса Христиана Андерсена. 

Юбилей Пушкина отмечали без самого Пушкина 

Ночью не забыли и про Александра Пушкина. В «Петербург-концерте» даже отметили его день рождения. Но поэту бал в его честь не понравился. По сюжету, он уехал, а вернулся лишь к концу торжества, да ещё и с новостью о том, что женится на Наталье Гончаровой. 

Фото: Елизавета Наливайко / MR7

На сцене воссоздали бальный зал, где представители знатных фамилий, самые модные дамы и заслуженные кавалеры танцевали вальс, мазурку и полонез. 

В Екатерининском собрании исполнили романсы на стихи Александра Пушкина и музыку Михаила Глинки и Сергея Рахманинова, арии из оперы «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского.

Оперную часть исполняли солисты ансамбля «Рождество», а танцевальную — ансамбль «Барыня». 

— Пушкин действительно объединяет музыку и поэзию. Мы решили погрузиться в эпоху XIX века с помощью бала. Мы хотели показать, насколько высоко слово Александра Сергеевича. Он светило русской поэзии, — поделилась Ольга Ступнева, заслуженная артистка России, художественный руководитель Ансамбля солистов «Рождество». 

Ночные активности с классиками русской литературы 

Ближе к двум часам ночи стало понятно, куда запропастился Пушкин и где он проводил время, пока в «Петербург-концерте» давали бал в его честь. Оказалось, что он играл в крокодила с гостями в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. 

«Сбежавший» с бала Александр Пушкин. Фото: Павел Даиси / MR7

Помимо этого, на площадке можно было испытать удачу в азартных играх с Николаем Гоголем, сыграть в буриме в Литературном кафе, собрать собственный полезный словарь высказываний. Некоторые гадали по книгам Ахматовой и Мандельштама.

Многим гостям понравилась идея самостоятельно смастерить шляпу как у настоящего франта из «Евгения Онегина». Правда, только из картона. 

Справка

С 23:00 по заверениям организаторов «Ночи музеев» по городу должны были курсировать бесплатные автобусы. Они были, но ездили с интервалом больше получаса. Многие люди не дожидались и шли пешком. 

Но те автобусы, которые всё-таки проезжали по Невскому проспекту, были переполнены, а контроль билетов «Ночи музеев» не осуществлялся.