На железнодорожной платформе Озерки стоит непримечательное, пришедшее в полное запустение здание, стены которого исписаны граффити, а окна заложены кирпичом. А ведь именно здесь, в кафе на станции Озерки, в 1906 году, по одной из легенд, Александр Блок на салфетке написал своё знаменитое стихотворение «Незнакомка», вдохновившись вокзальной суетой и загородными прогулками. Сегодня историческое вокзальное здание хотят восстановить и сделать из него культурное пространство.
Справка
Здание станции Озерки начали строить в 1902 году по проекту финского архитектора Бруно Гранхольма, который известен своими вокзалами и станциями в Выборгском направлении. Эта станция появилась благодаря одноимённому развлекательному комплексу, где были театр, скетинг-ринг (так называли залы для катания на роликах), сад и ресторан. Финляндская железная дорога позволяла горожанам покидать городскую суету и отправляться в более приятные места, а станционное здание при этом играло роль портала в размеренную дачную жизнь. Именно это место получит впоследствии неофициальное и почти забытое название «блоковский вокзал», потому что Александр Блок часто любил захаживать в привокзальное кафе, а после отправляться со станции Озерки на прогулку.
В 1993 году в здании вокзала произошёл пожар, в результате которого полностью сгорел верхний деревянный этаж. Наружные стены, внутренние перегородки и лестницы получили значительные повреждения. С тех пор здание пришло в запустение.
Возрождение здания-феникса
Желание вдохнуть новую жизнь в историческое здание на станции Озерки появилось у Ольги Маркарян, культуролога и директора НКО «Наследие и эксперимент». В 2019 году она курировала проект «Дни Александра Блока» в Петербурге, и именно тогда у неё возникла идея побольше узнать о месте, которое пользовалось популярностью среди многих деятелей искусств в начале XX века, в том числе и у Александра Блока.
— Это здание — единственная недействующая станция на линии исторической ветки Петербург — Выборг. При этом именно она глубоко связана с Серебряным веком. Так и родилась идея — превратить это здание в культурный центр, аккумулирующий прошлую и современную культуру Петербурга, — рассказала MR7 Ольга Маркарян.
Работы по восстановлению здания уже начались в 2022 году, но для их полного окончания потребуется ещё примерно три года, как рассказали участники проекта. В планах у команды не только восстановить первоначальный вид исторического здания, но и сделать из него полезный культурный центр. По словам руководителей, в Выборгском районе недостаточно культурных мест, и проект «Станция Озерки» как раз должен это исправить.
Художественные выставки и уникальные экскурсии в Выборгском районе
В вокзальном здании на первом этаже в будущем планируется открытие выставочного пространства. Помимо музейно-выставочных, театральных и ремесленных программ, найдётся место и для работы локальных брендов, мастерских или других креативных студий.
Пока что команда воплощает все задуманные идеи на партнёрских площадках. Так, в феврале 2024 года прошла выставка современных художников в пространстве галереи «Люда» (на Пушкинской, 10). Руководители проекта также рассказали, что все мероприятия, которые они проводят, бесплатные и открытые. И чаще всего они объединены либо контекстом локации «Озерки», либо эпохой модерна.
Сейчас также можно сходить на выставку, посвящённую судьбе вокзального здания. В Центральной районной библиотеке «В Озерках» (проспект Энгельса, 111) представлены работы петербургского художника и исследователя уличных практик Василия Базелевса — серия чертежей заброшенных домов и граффити-спотов, а также подлинные фрагменты интерьера здания. Выставка открыта до 20 апреля.
Чтобы привлечь к проекту больше людей, команда проводит собственные уникальные экскурсии как офлайн, так и онлайн. В этом им помогает культуролог и краевед района Озерки Анна Контуашвили.
Команда из культурологов, искусствоведов и дизайнеров
В проекте участвуют те, для кого работа с культурным контекстом — уже не первый опыт: Ольга Маркарян, учредитель АНО «Наследие и эксперимент», реализует проекты в театральной, музейной и музыкальной сфере, Артем Асеев, директор дизайн-студии freaks&fabrik, идеолог проекта бренда спального района «Ветерки», Анна Контуашвили, искусствовед, краевед и представитель района Озерки.
Сохранить наследие также помогают и многие другие. К примеру, участники «Деревни Художников» спасали элементы декора станции при пожаре 1997 года, а теперь возвращают их проекту.
— Самые большие вызовы ещё предстоят проекту — в его реализации. Именно поэтому соучастное проектирование с участием историков, археологов, архитекторов, музейщиков и бизнеса может решить судьбу станции, — поделилась Ольга Маркарян.