Истории

Жильцы доходного дома Тимофеева на Петроградской стороне просят сохранить дореволюционные окна в парадной

Фото: SOS СПб СНОС

«Одна мне осталась надежда: смотреться в колодезь двора. Светает. Белеет одежда в рассеянном свете утра». Это строки из стихотворения «Окна во двор» Александра Блока, которые он написал в 1906 году в съёмной квартире доходного дома Тимофеева на Лахтинской улице, 3. Сегодня жильцы дома с гордостью рассказывают, проходя через пятый этаж, что в квартире № 44 жил известный поэт. И вот уже третий год они всячески пытаются сохранить исторические окна второй парадной дома, которые ещё помнят образ Блока.

Справка

B 1906 году по проекту техника Никиты Иванова был возведён пятиэтажный доходный дом для Василия Тимофеева. Александр и Любовь Блок переедут в небольшую квартиру 44 в начале сентября 1906 года и проживут там до мая 1907 года — это первая квартира, где супруги станут жить отдельно от родителей. Именно в этом доме Блок напишет циклы стихотворений «Снежная маска», «Мещанское счастье», «Город», «Заклятие огнем и мраком», лирическую драму «Незнакомка». В апреле 1907-го художник Константин Сомов напишет в этом же доме портрет Блока.

Восстановить или заменить

Обращения в жилищный комитет, заявления в полицию и разбирательства с подрядчиком — всё это стало привычным делом для Инны Дюковой, жительницы дома на Лахтинской 3, которая в одиночку уже не первый год пытается противостоять разрушению исторического вида векового здания.

О том, что в парадных планируют заменить старые деревянные рамы на стеклопакеты стало известно примерно два года назад.

— В конце 2022 года я начала следить за всей ситуацией. Стала обращаться в фонд капитального ремонта. На мои запросы изначально отвечали, что окна можно восстановить, сохранить их. Однако после разговора с подрядчиком я узнала, что их всё-таки собираются полностью менять. По его словам, ничего исторического у нас в доме нет, — рассказала Инна.

Ещё сохранившиеся старые рамы. Фото: Елизавета Наливайко 

По словам женщины, проектная документация строительной компании подозрительно быстро изменилась. Если в октябре 2022 года до согласования плана работ с комитетом по охране памятников истории и культуры (КГИОП) было написано, что деревянные окна вместе с подоконниками нужно просто восстановить, то в июне 2023 года генеральный директор подрядчика сообщил Инне, что окна уже планируется полностью заменить.

Инна просила фонд капремонта предоставить копию отчёта о техническом обследовании, но так и не получила её. В фонде ответили, что документы уже переданы другому собственнику — председателю совета дома (с ней Инна также не смогла нормально поговорить и получить отчёт). По словам петербурженки, фонд не с проста скрывает оценку технического состояния окон, которые, как считает женщина, нуждаются в обычном ремонте, а не замене.

Новые деревянные стеклопакеты с расстекловкой, отличающейся от исторической. Фото: SOS СПб СНОС

Конфликт соседей и украденные окна

Сохранить исторические окна также помешали и разногласия между соседями. Жильцы первой парадной в отличие от своих соседей из второй (именно там находится квартира Блока) не посчитали дореволюционные окна чем-то ценным. Большинство из них проголосовало за замену «непригодных» окон на стеклопакеты. Аргумент градозащитников, что эти окна подлинные, и они даже пережили блокаду, показался жильцам слабым и сомнительным.

Дверь в квартиру, где жил Блок. Фото: Елизавета Наливайко

Начало ремонта в первой парадной ещё более усугубило конфликт соседей. По словам Инны, она попросила председательницу совета дома, которая больше остальных поддерживает масштабные изменения, хотя бы не выбрасывать «антиквариат» на помойку. Выломанные окна перенесли к чёрному выходу, но на следующий день они исчезли. Инна написала заявление о краже в полицию.

— Вчера днём я заметила, как рабочие тащат снятые окна куда-то во двор. Я пошла за ними и увидела, что они складывают окна в помещение под лестницей первой парадной. Предположу, что подрядчик, узнав, что место хранения окон, по которым подано заявление о краже, обнаружилось, поздно вечером в срочном порядке их вывез. Почему подрядчик не отдаёт окна? Может, не хочет, чтобы по ним узнали о том, что окна на самом деле подлинные и их нельзя было менять? — задаётся вопросами женщина.

Градозащитники уверяют, что такое поведение жильцов можно объяснить лишь тем, что люди действительно считают окна не историческими. Многие из них уверены, что подлинные рамы уже давно были утрачены в период Великой Отечественной войны, а сейчас борьба идёт за обычные доски.

Окна парадных выходят во двор. В квартирах большинство деревянных окон давно заменены на металлопластиковые. Фото: Елизавета Наливайко

«Недостижимый уровень столярного мастерства»

Парадные дома на Лахтинской посетила специалист по истории столярных работ Янина Парунова. По её словам, нет никаких сомнений, что окна представляют собой большую ценность.

— Окна не требуют реставрации, они в хорошем состоянии, здесь нужен просто ремонт. Это намного дешевле, чем купить новые окна, поэтому это «преступление» просто взять и заменить их, — прокомментировала Янина.

Эксперт объясняла, что мастерство такого уровня сохранялось, пока были живы мастера дореволюционной школы и те, кто у них учился — до середины 1960-х годов. После мастерство утратилось из-за невостребованности занятия. Окна доходного дома на Лахтинской, по её мнению, — это недостижимый уровень столярного мастерства на сегодняшний день, и даже по готовым чертежам людям сейчас будет сложно повторить что-то подобное.

—Такие образцы, как эти окна, необходимо сохранять. Надо признать, что повторить их уже мало кто сможет. Но даже если сильно постараться, всё равно без ошибок не получится. Тем более все окна целы. Это прекрасная архитектура — два параллельных окна создают эффект веранды, но, если их заменить, всё будет совсем иначе, — поделилась своим мнением Янина.

Кремон — часть старой оконной фурнитуры. Фото: Елизавета Наливайко

Ни кремонов, ни изгибов

Возмущение вызвало и то, что жильцам обещали установить новые окна с сохранением образа и важных элементов исторических окон. Но и тут без накладок не обошлось. Янина Парунова указала на то, что новые окна отличаются и по рисунку, и по конструкции. По её словам, нетрудно догадаться, что замеры были проведены лишь приблизительные. А самая грубая ошибка, как она рассказала, — это несоответствие размеров обвязок. На дореволюционных окнах обвязки изящные — всего 5-6 сантиметров в ширину, а на новых они значительно больше. Не получилось качественно сделать на новых окнах и изгибы, а это тоже одна из важных особенностей.

На новых конструкциях также не предусмотрели установку кремонов (оконных запоров). Жильцам пообещали, что старые кремоны отреставрируют — строители сняли историческую фурнитуру, и больше о ней уже никто не слышал. Инна всё же успела сохранить некоторые кремоны во второй парадной, чтобы их не постигла та же участь.

Остатки «родной» росписи на стенах. Фото: Елизавета Наливайко

Литературные встречи в квартире Блока

На сегодняшний день большая часть жильцов второй парадной выразила согласие сохранить исторические окна. Люди надеются, что собранные подписи поспособствуют тому, чтобы на эту проблему обратил внимание Следственный комитет.

Доходный дом на Лахтинской знаменит не только тем, что в нём проживал Александр Блок. Важность собой представляет и то, что во второй парадной сохранились фрагменты редкой дореволюционной росписи, которую жильцы хотят восстановить. Лестничные перила по задумке соседей тоже нужно в скором времени преобразить. Один из владельцев комнаты в квартире Блока также поделился идеей воссоздать часть коммуналки в стиле начала XX века, чтобы в будущем проводить там встречи для поклонников творчества поэта.