Истории

«Левиафан проголодался» — для кого в Петербурге создают новые комиксы

Фрагмент комикса «Левиафан проголодался»

Ежегодно в России продаются десятки миллионов экземпляров книг, это тысячи наименований, в том числе новинок. Сколько среди них комиксов? Включая переводные манги и серии про супергероев Marvell — несколько сотен наименований. Количество графических новинок от российских авторов едва ли перевалит за сотню. О развитии сферы комиксов и о готовящейся новинке от петербургских авторов «Левиафан проголодался» поговорили с одним из них — Сергеем Даровским.

— О чём ваш комикс «Левиафан проголодался»? 

— «Левиафан проголодался» — это история, вдохновленная настоящим мастером ужасов и безумия — Говардом Лавкрафтом. Пожалуй, он мог бы написать нечто подобное.

Старый моряк решает в непогожий день отправиться в море. Его проглатывает огромный морской зверь Левиафан. 

Оказывается, что там — внутри чудовища — тоже есть жизнь — целый посёлок детей и один взрослый.

И они рассказывают, что в этом мире тоже существует рассвет, смотреть на который — смертельно опасно.

Эта книга — один из серии, в рамках которой мы выпускаем драматические, серьезные комиксы. Эта история — взрослый, неторопливый разговор о важном. Важном и близком каждому из нас. Даже если это просто история о моряке и гигантском морском звере Левиафане.

Фрагмент комикса «Левиафан проголодался»

— Как появилась идея «Левиафан проголодался»? Долго ли создавался этот комикс? 

— Пожалуй, точку отсчета создания идеи поставить трудно. Вероятно, идея — это смутное смешение атмосферы книг Лавкрафта и легенд о Левиафане. Сценарий был написан в начале 2023 года, начали работать над производством в июле, к октябрю комикс был готов. Небольшая подготовка (в течении которой создали еще несколько рисунков специально к рекламной кампании), и наконец прямо сейчас — время, когда мы готовы представить его на суд читателя. 

— Расскажите про авторов «Левиафана».

— Нас двое. Я — Сергей Даровский, в прошлом режиссёр, ныне руководитель творческого объединения PROстранство. Для «Левиафан проголодался» я выступил автором сценария и выпускающим редактором. Художник Ольга Лаврентьева, титулованный комиксист России, получившая немало наград, создавала всю красоту этой работы. 

Если говорить о тандеме, то это первая работа в таком составе. Если в целом, то у нас уже выходили комиксы, заслужившие определенную популярность, например, киберпанк-триллер «Биороиды», обрел немало поклонников. Это оказалась знаковая работа для всего объединения. 

Тем временем

Чтобы выпустить комикс «Левиафан проголодался» авторы запустили краудфандинговый сбор. 60 тысяч позволят выпустить книгу в ближайшее время.

Фрагмент комикса «Левиафан проголодался»

— Уже не первый раз слышу, что комиксы в России — это редкость, что они «начали появляться». Но разве лубочные картинки до революции или картинки в журнале «Крокодил» не были комиксами?

— Да, конечно! В принципе, всё визуальное повествовательное искусство можно назвать комиксами и не ошибиться. Но на данный момент само понятие графической новеллы (будь то комикс, манга, BD, вебтун…) стало сильно другим. 

Это как сравнить Колобка и «Мастера и Маргариту». И то и другое — книги, но они сильно отличаются по количеству текста и сложности смысла.

Современный комикс и другие виды графических новелл стали много больше, норма теперь — многотомное повествование. И авторы обращаются при этом к разнообразной аудитории, от детской (семейной) до сугубо взрослой. Если можно так выразиться, жанр комикса вырос из детских штанишек, стал взрослее.

— Да и сейчас можно найти уже довольно много российских комиксов для подростков или взрослых, этот жанр осваивают музеи (например, комикс Эрмитажа). Разве нет? 

— Еще десять лет назад авторский комикс был уделом энтузиастов. У нас в Петербурге давно действуют два кружка, посвященных комиксам и манге. Но это всё равно очень небольшое количество людей. Можно даже сказать, что это была субкультура. Теперь она стала проникать в привычный культурный код. Люди смотрят фильмы по комиксам. Аниме, снятое по манге, идёт по телевизору, и это становится нормой. Именно сейчас графические новеллы находятся в начале своего подъема, в любительское движение стали приходить гиганты издательской индустрии. Впереди ещё много лет развития, но начало положено. 

— Слышала мнение от человека «постарше»: «Ну да, нарисовали картинок — вот и книга, а так была бы брошюрка на 10 страниц. Писать-то не могут». Давайте объясним, почему комикс, а тем более графический роман — это не просто про «картинок нарисовали».

— Любое искусство обращается к воображению человека. Книга предлагает читателю целиком сконструировать мир в своей голове. Но что если автор хочет передать свое видение мира? То, что у него в голове? Графическая новелла — отличный выход. 

Для меня как для режиссёра важно передать не только сюжет, но показать визуальную составляющую. Для меня комикс — это что-то вроде фильма.

Разница состоит в том, что на фильм со спецэффектами и дорогущими актёрами денег, пожалуй, не хватит, а комикс позволяет воплотить любые фантазии за разумные средства. Как говорят — бумага всё стерпит.

— Есть ли, на ваш взгляд, какие-то особенности комиксов в России?

Наверное, какой-то особый стиль, который можно было бы назвать своим отдельным словом, ещё не сформировался. 

Но, конечно, большинство российских графических новелл так или иначе содержат части нашего культурного кода.

Возможно, драматургия, особенности повествования, характеры героев, паттерны поведения, место действия. Это части нашей с вами действительности, и они тоже проникают в российский комикс.

Фрагмент комикса «Левиафан проголодался»

— Ещё одно мнение: комикс — это легковесный жанр. Но ведь комиксы уже давно не только про супергероев или весёлые истории. Какие истории, проблемы можно показать через комикс? Может быть политический комикс? А про современные события в России?

— Мне кажется, что актуальные событие невозможно полностью оценить «в моменте». Любое событие требует изучения, а сделать это возможно только спустя время. Оглядываясь назад, можно увидеть истоки события, найти предпосылки, оценить последствия. Если можно так сказать, увидеть всю картину истории. Это можно сказать не только о политике, а в целом о жизни общества или человека. Наверное, сделать комикс о каком-то значимом историческом событии мне было бы интересно.

— По вашим ощущениям, насколько этот жанр востребован читателем сейчас? И если востребован — то кем? Кто читает комиксы? 

— Дело в том, что все визуальные новеллы, как другие виды искусства, вполне себе делятся по аудиториям, к которым обращаются. Например, романтические комедии, скорее, будут читаемы девушками, а брутальный киберпанк — суровыми юношами. В России сейчас происходит проникновение во все возможные аудитории. Это процесс первичного роста. На данный момент графические новеллы больше востребованы у подростков и людей немногим постарше. Большинство выпускаемых комиксов, манги и так далее обращены именно к ним. Поэтому нам сложнее найти своего читателя, так как мы обращаемся к более взрослой аудитории.

реклама

ИП Воробьев Сергей Александрович
ИНН: 781630368772
erid: 4CQwVszH9pWvK5txhUj