Номинальный рост — и снижение по отдельным программам (например, «Борьба с онкологическими заболеваниями»)
Финансирование и федерального, и петербургского территориального фонда ОМС в абсолютных цифрах год от года увеличивается.
В последнем квартале 2023 года администрации Петербурга при поддержке депутатов Законодательного Собрания пришлось латать дыры в финансировании городской медицины. Больницы сообщили депутатам о нехватке препаратов, инструментов, средств для лечения онкологических больных и оплаты налогов. В терфонде ОМС в этом году оказалось недостаточно средств для финансирования медицинских услуг, в результате стационары и поликлиники были вынуждены экономить на расходниках. К концу года на медицину в Петербурге дополнительно направили два миллиарда рублей (депутаты просили о трёх). И это при том, что городские чиновники ещё летом распечатывали «кубышку» и передавали на здравоохранение дополнительные 12 миллиардов из резервного фонда правительства Петербурга. Почему в городе возник дефицит средств на медицину и связано ли это со спецоперацией — MR7 обсудил с петербургскими чиновниками и депутатами.
Финансирование и федерального, и петербургского территориального фонда ОМС в абсолютных цифрах год от года увеличивается.
Однако в целом федеральный проект бюджета предполагает снижение доли расходов на здравоохранение при увеличении расходов на оборону и безопасность.
Снижается в абсолютных цифрах федеральное финансирование некоторых нацпроектов: например, это «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения», «Развитие системы оказания первичной медико-социальной помощи».
Так, на нацпроект «Борьба с онкологическими заболеваниями» заложено:
2023 — 159,9 млрд рублей;
2024 — 152,2 млрд рублей.
На нацпроект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»:
2023 — 19,5 млрд рублей;
2024 — 10,4 млрд рублей.
Естественно, финансированием только из центра медицина обойтись не может, многое лежит на плечах регионального бюджета. Федеральный фонд ОМС направляет деньги в территориальный, из центра же финансируются федеральные медицинские центры, федеральные нацпроекты, могут быть выделены дополнительные субсидии на разные цели. Городское правительство направляет средства и в территориальный фонд ОМС, и на другие нужды медицинских учреждений Петербурга (в частности, на зарплаты, инструменты и материалы), может участвовать в привлечении средств на реализацию нацпроектов.
По данным комитета финансов Петербурга, по программе «Развитие здравоохранения в Петербурге» в общей сложности предусмотрено:
2023 — 178,1 млрд. рублей;
2024 — 209,2 млрд. рублей.
Ранее Законодательное собрание утвердило «Территориальную программу гарантий бесплатного оказания медицинской помощи» на 2024 год. Она предполагает общее финансирование в 252,7 млрд рублей (из них 102,5 млрд из городского бюджета). Город продолжит оплачивать в том числе некоторые из услуг, которые не входят в программу ОМС: в частности, это реабилитация во врачебно-физкультурных диспансерах и технология для будущих мам ЭКО.
Что же именно пошло не так в этом году, откуда дыры в бюджете здравоохранения? И есть ли гарантии, что это не повторится вновь?
В комитете по здравоохранению сообщили MR7, что в Петербурге выросли объёмы оказания медицинской помощи. Это одна из причин, по которым непредсказуемо увеличились расходы.
«В 2023 году на 5,5% выросли объемы оказания помощи в условиях круглосуточного стационара. Были увеличены на 20% объемы проведения магнитно-резонансной томографии.
На 30% увеличились объемы исследований операционного материала с целью диагностики онкологических заболеваний
и подбора противоопухолевой лекарственной терапии», — сообщают в комздраве.
Кроме того, в городе растёт количество высокотехнологичных вмешательств. К таким относятся операции на открытом сердце, нейрохирургические операции, хирургия высокой сложности. За 2023 год выполнено больше 100 тысяч высокотехнологичных вмешательств — отмечают в Смольном.
Были построены и введены в эксплуатацию новые медучреждения: это новый высокотехнологичный корпус Александровской больницы и четыре поликлиники. В 2023 году было необходимо обеспечивать их работу и привлекать туда новых сотрудников.
Также в комздраве подчеркивают высокий уровень диспансеризации (2,8 млн человек) и вакцинации (больше 3,2 млн человек) в 2023 году — за всем этим стоит труд медицинских работников и деньги.
Ранее на одном из заседаний в ЗакСе председатель комитета по здравоохранению Дмитрий Лисовец сообщил, что расходы высоки ещё и из-за отмены льготы на оплату земельного налога для медицинских учреждений в 2022 году. Государственные больницы и поликлиники вынуждены платить налоги за землю и имущество, которыми они пользуются.
В комздраве затруднились сообщить MR7: влияет ли на расходы системы здравоохранения специальная военная операция. Хотя можно предположить, что этот фактор оказался наиболее непредсказуемым. По данным ведомства, мониторинг лечения перемещённых граждан из новых территорий (ЛНР, ДНР, Запорожская и Херсонская области) не ведётся. В комитете финансов пояснили, что таких пациентов лечат за счёт средств ОМС.
Из каких средств и в каком объёме финансируется лечение раненых на спецоперации в петербургских больницах — в Смольном сообщить не смогли,
советуя обратиться в пресс-службу Минобороны. Военное министерство не ответило на запрос MR7.
Известно, что лечением раненых занимается как минимум пять медицинских учреждений Петербурга, среди которых Мариинская больница и НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе.
Петербургские депутаты, которые входят в бюджетно-финансовый комитет ЗакСа, заверили MR7, что здравоохранение без денег не останется — особенно в 2024 году.
— Как вы думаете, в год выборов президента, выборов губернатора Петербурга — у кого-то найдётся смелости и отваги недофинансировать медицину? Чтобы люди в больницах умирали, на полу лежали? Эти времена уже прошли. Многие пишут просто непроверенную информацию: слышали звон, да не знают, где он, — сказал депутат от «Единой России» Павел Крупник в разговоре с MR7.
Депутат согласен, что в декабре дефицит был — такое возможно, бывает, что цифры расходятся, но в этом, по мнению Крупника, нет ничего страшного. На следующий год финансирование ОМС и бесплатной медпомощи в целом будет значительно больше (бюджет профильной территориальной программы выше на 17,8%). И, если потребуется, на обеспечение больниц и поликлиник, на зарплаты сотрудникам найдут дополнительные деньги.
Среди возможных причин высоких расходов на медицину в городе, по мнению Крупника, —
большое количество пенсионеров и других социальных групп, которые нуждаются в помощи.
По данным депутата, количество таких людей в Петербурге выше, чем в среднем по стране. Ещё одна причина — трудности с поставками лекарств и медицинского оборудования.
— Мы находимся под беспрецедентным санкционным давлением, поэтому, конечно, имеет место смена цепочек поставщиков некоторых видов оборудования: на Азию мы переключились, на дружественные страны. Сотрудничество с прежними партнёрами прекратилось, бог им судья, — отмечает Крупник.
С 2014 года Россия взяла курс на импортозамещение, в том числе в области медицинских технологий. В 2022 году, на фоне ухода из страны представителей крупных международных компаний, это стало ещё более актуально. Некоторые детали возможно использовать как в военных целях, так и в гражданских — и в ряде государств действует запрет на поставки таких компонентов в Россию. В свою очередь, законодательством РФ установлен приоритет российских компаний в госзакупках — и в ряде случаев запрет на допуск иностранных подрядчиков. Госкорпорация «Ростех» заявляла о намерениях импортозаместить производство аппаратов ИВЛ, УЗИ, оборудования для реанимации и анестезии. Согласно приказу Министерства промышленности и торговли, есть целевые показатели по импортозамещению медицинских товаров: в частности, это материалы для перевязок, искусственные суставы и протезы, шприцы, скальпели, оборудование для рентгена, томографы.
Депутат из комиссии по социальной политике ЗакСа Вячеслав Бороденчик (член партии КПРФ) рассказал MR7, что считает дефицит бюджета на бесплатную медицину точечной проблемой (а не системной). При этом большое влияние на происходящее оказывает конфронтация с Западом.
— Каждый год медицинские учреждения должны получать больше, потому что есть санкционное проклятье. Мы находимся в ситуации перехода на новое оборудование, анализаторы, реагенты. Ничего сказать не могу насчёт какого-либо денежного дефицита, снижения финансирования, не видел таких цифр. Знаю, что есть отдельные невыполнения заявок больниц, — говорит Бороденчик.
Депутат отмечает, что петербуржцы обращаются к нему с жалобами на медицинскую помощь каждый день: не могут сами попасть к врачу или получить квоту. Он старается их поддержать и сам звонит в больницы и поликлиники, чтобы добиться приёма людей, например, у узких специалистов.
— У нас так устроено, что получить хорошую бесплатную медицинскую помощь человеку, который работает, вообще, наверное, невозможно. Если нужно пройти серьёзное обследование, это занимает очень много времени: нужно посетить нескольких врачей, сдать анализы, получить рекомендации. По организации, по маршрутизации есть очень много вопросов.
К кардиологу, эндокринологу бывает сложно людям попасть,
— рассказывает Бороденчик.
Депутат отмечает, что трудности с маршрутизацией чиновники стремятся решить переходом на цифровую медицину: электронную запись и электронный документооборот. Но, по его мнению, этот процесс в Петербурге лишь на начальной стадии, многое не отработано и ещё совершенствуется. Чем быстрее система научится оперативно обследовать и лечить людей, без лишних мытарств и временных затрат — тем, уверен депутат, лучше для жителей.
Депутат от «Единой России» Денис Четырбок рассказывает, что на заседаниях бюджетно-финансового комитета обсуждали в том числе необходимость поддержки со стороны федерального центра. В одиночку с миллиардным ростом расходов городу справиться нелегко. Впрочем, на сегодня некоторый запас прочности есть.
— У нас есть резервный фонд. Иногда его критикуют из-за того, что он большой. Он составлял порядка 50 миллиардов рублей, насколько я помню. К октябрю из него уже было потрачено 12 миллиардов на медицину в 2023 году. Это четверть от всего фонда. Если будут трудности, фонд поможет с ними справиться, — говорит Четырбок.
Регулярно высказывался с критикой резервного фонда депутат Законодательного Собрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский. Он обратил внимание на то, что расходы этих бюджетных средств частично засекречены от горожан. По его убеждению, такого быть не должно, потому что фонд состоит из денег налогоплательщиков.
«Мы в очередной раз не получили конкретного ответа на вопрос о резервном фонде, о том, сколько предлагается расходовать на выплаты "контрактникам" и другие цели, прямо или косвенно связанные со СВО.
Комитет финансов говорит, что работы в Мариуполе пойдут через резервный фонд, а отчёт о расходах впоследствии будет представлен.
Однако отчёт за 2022 год скрыт под грифом "ДСП" ("для служебного пользования" — ред.) и неизвестен горожанам, платящим налоги. То же самое мы видим и при исполнении бюджета за 2023 год», — писал Вишневский в своём telegram-канале.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}