Репортажи 🖼

В Русском музее открылась выставка палехской миниатюры

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

В Восточном павильоне Михайловского замка начала работу выставка «Страна сказки», посвящённая столетию искусства палехской миниатюры. В филиале Русского музея зрителей знакомят с произведениями старых и новых мастеров и показывают технологию изготовления традиционных лаковых шкатулок.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Палехская миниатюра выросла из иконописи, которой славился посёлок Палех в XVIII и XIX веках. После революции 1917 года художникам пришлось искать новые формы творчества, так как работать с религиозными сюжетами было фактически запрещено. Мастера перенесли традиционную темперную живопись, характерную для русской иконы, на новый сюжетный материал. Они иллюстрировали сказки, литературную классику, песни, а иногда изображали и исторические события.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Палехская живопись в первую очередь вызывает в памяти традиционные темперные миниатюры на лаковых шкатулках, но художники работали во многих сферах. К примеру, очень востребованными были театральные декорации, изображающие традиционный русский стиль. Пример таких декораций можно увидеть в одном из залов. Их доставили для выставки из Театра им. Леонида Якобсона.

Фольклорный ансамбль «Золотая веточка» выступает на фоне декораций для хореографических миниатюр Театра им. Леонида Якобсона. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Часть экспонатов выполнена специально для проекта современными художниками Палеха: Яром Пикулевым, Натальей Бабановой, Еленой Щаницыной. Сегодня художники уже не так сильно привязаны к изготовлению шкатулок. Палехская живопись перекочевала на холст, а иногда и на экспериментальные материалы. К примеру, на старые дверцы деревянных шкафов.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Изготовление одной шкатулки занимает немало времени. Первым делом прессуют картон и делают из него папье-маше. Заготовку грунтуют и покрывают чёрным лаком из сажи. Внутренние части окрашивают киноварью, смешанной с кармином.

После высыхания поверхности художник берёт пемзу и растирает её в пыль. Этим порошком лаковая поверхность стирается до матового состояния. На пористой поверхности краска хорошо закрепится. Первое изображение наносится на крышку белилами.

Нанесение рисунка белилами. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Этап раскраски шкатулки называется по старинке — «роскрышь». Рецепт краски тоже проверен временем. Эмульсию замешивают из желтка и воды с уксусом, добавляя к ней сухой краситель. Мастер работает тончайшими кистями средней остроты. После завершения рисунка наносится золото. Но по незакреплённой живописи писать золотом нельзя: краски поглотят металл.

Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Шкатулку покрывают лаком, а затем снова оттирают пемзой. Листовое золото растирается пальцами и смешивается с гуммиарабиком (это прозрачная смола акаций, которую в том числе применяют для производства акварели). Золотую смесь разводят водой до состояния сметаны и наносят тонкой кистью на поверхность миниатюры. Чтобы добиться нужного блеска, золото нужно отполировать гладкой костью. Обычно для этого используется зуб хищника.

Пемза и зуб для полировки. Фото: Дмитрий Абрамов / MR7

Где: Восточный павильон Михайловского замка, Инженерная ул., д. 10. Вход со стороны цирка.

Когда: до 14 января.

Посещение по сеансам: понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 11:00, 14:00, 16:00; четверг: 14:00, 16:00, 18:00; вторник — выходной.